История обмена Eranet Mundus. Из ННГУ (UNN) в UPC

Oct 20, 2013 19:27


2 сентября я прилетел в Барселону по студенческой программе обмена Eranet Mundus. Разумеется, студенты должны учиться, но процессы обмена и адаптации к системе образования в другом университете другой страны сами по себе не является тривиальнымы. В данном посте я поделюсь своим опытом в решении определенных проблем, связанных с обучением одновременно в UPC и ННГУ.



Учебный план ННГУ
Все началось еще зимой этого года, когда нужно было собрать необходимый пакет документов для участия в гранте Eranet Mundus. Подробнее о процедуре поступления я уже писал здесь. Кратко говоря, учебный план взять в деканате и перевести его на английский, вроде не так сложно. Сходив пару раз в деканат и международный отдел получил необходимую бумажку:


В первом семестре 4 курса, спецсеминар и исследовательская практика, во втором семестре гос экзамен, пед.практика и диплом. Этот документ (среди многих других) я отправил на конкурс, и через 2 месяца победил, получил приглашение из Барселоны. Более детальную историю поступления можно прочитать на oncampus.

Learning Agreement. Трансфер курсов между ННГУ и UPC.
Дальше - интереснее. Чтобы программа обмена работала полноценно - необходимо, чтобы я не отставал от официального учебного плана ННГУ. Как я выяснил во время составления учебного плана, есть курсы общенаучного цикла, профессионально цикла и вариативная часть (elective). Так вот курсы первых двух категорий нельзя просто так заменить по Болонскому процессу - не дадут диплом, т.к. нет обязательного курса. Возможно, этот вопрос можно решить через заф. кафедры, ученый совет факультета и ННГУ и как-то заменить на англоязычный аналог, но у меня даже аналогов не было для курса «Проектирование и технология электронной компонентной базы». Английский язык преподаватель обещал просто так поставить, так как не сомневается в моем уровне. Два оставшихся курса и спецсеминар - элективные, т.е. можно спокойно заменять на что угодно, близкое по тематике. Или не очень близкое, как потом выяснилось.
Вникнув в ситуацию, я принял решение сдать обязательный курс досрочно, в августе до отъезда, с чем справился на отлично. Зачетку я оставил одногруппнику Ромке Якубову, а учебный план удовлетворил требованиям деканата и зав. кафедры. В качестве педагогической практике необходимо будет представить отчет на кафедре, о том, как устроен учебный процесс в UPC. Гос. экзамен, сказали, переносить не будут, как и защиту диплома, но, как я понял, это все под силу ученому совету ННГУ. Мне придется приехать и сдавать, т.к. экзамен в марте, а диплом в июне, наверное.
Принимающий факультет UPC называется ETSEIB (Escola Tècnica Superior d'Enginyeria Industrial de Barcelona) и на нем много всяких курсов, которые мне предложили на выбор. Ссылка на каталог
Когда я составлял академическое соглашение, многие курсы были доступны на английском языке, поэтому я без труда нашел аналогичные для физфака ННГУ курсы. Этот документ опять со всеми согласовал, и именно этот документ фигурировал на всех заседаниях ученых советов.


Кроме обучения, мне было интересно посмотреть на научную деятельность - в форме магистранта-интерна. В каталоге проектов было немного дисциплин на английском, и я выбрал задачу об электромеханическом моделировании мышц позвоночника в Каталонском Институте Биоинженерии. Я написал профессору, поговорил с ним в скайпе и получил добро. Через несколько дней раздумий я согласился, и уже начал получать письма от отдела кадров. Электронные письма с быстрыми ответами на все мои вопросы. К сравнению, когда я отправлял свое резюме в «Полет», они его не нашли на почте, и попросили привезти.

Первая неделя в ETSEIB
Итак, я прилетел 2 сентября, в этот же день на моем факультете началась неделя активации для иностранных магистрантов. Нам рассказали о том, как найти квартиру, как выбрать курсы и очень подробно рассказали о двух видах исследовательской деятельности: финальном проекте или исследовательском соглашении. Когда дело дошло до поступления, я подивился, насколько все продумано. Каждый студент имеет учетную запись и свой личный кабинет, где может изменять свой учебный план и прочую академическую информацию. Есть электронный кампус, написанный на Moodle, (к слову, в ННГУ тоже такой есть, но к физфаку это не относится, там презентации-то только М.А. Фаддеев показывает, остальные формулы на доске пишут). Ну вот, при поступлении все впервые входят в свой кабинет, заполняют информацию и выбирают курсы. Я выбрал то, что запланировал, несмотря не то, что в электронном каталоге уже не было английского языка для этих курсов.

Эструктура кристаллина или первый блин комом
С третьей недели сентября начинают занятия магистранты в ETSEIB, со второй - все остальные студенты. К этому времени я уже освоил каталог курсов, имел на руках матрикулу и мог посмотреть, где и во сколько будут мои занятия. Найти аудиторию достаточно просто, несмотря на то, что в ETSEIB 6 корпусов, все они подписаны буквами и схема висит в фойе первого этажа. Первые 3-4 лекции я послушал на испанском, отчетливо понимал термины кристаллографии, фамилии ученых, типы связей и даже индексы Миллера правильно написал. Но лекции на испанском мне не понравились.
Третий курс - «Нанотехнологии», оказался на английском языке. Просто небо и земля, все понятно, логично и интересно. Я понял, что надо найти еще таких курсов, и начиная с третьей недели я заменил все свои курсы на англоязычные. Все эти курсы являются элективными для студентов европейской программы AMASE, в группу к которым я и попал. Преподаватели встретили охотно, поинтересовались чего и как я изучал, сказали писать на почту, если будут вопросы.

Суммарная академическая нагрузка
На сегодняшний день я посещаю три элективных курса:

Наноструктурированные материалы (CEM37 Nanotechnology)
Рассматриваются основные аспекты: синтеза, свойства и применение. Дали статей для самостоятельного изучения, а не книжек. Обещают интересные лабораторные работы по созданию объемных наноматериалов и их исследование с помощью сканирующего электронного микроскопа. В конце курса надо будет представить письменный отчет с защитой о графене.

Биокерамики (CEM31 Bioceramics)
Интересный курс на стыке медицины, биологии и физики материалов. Рассказывают про свойства костного материала, остеобласты и остеокласты. Какие материалы применяются для костной имплантации и чем они отличаются, синтез этих материалов. Применение рассматривали на имплантах тазобедренных суставов. И все это с испанским акцентом :P.

Биоматериалы и ткани (CEM38 Live Tissues, Substitute Materials and Bio Interca)
В рамках курса в парах дважды пришлось выступать в парах для доклада по постеру. Последний раз по статье о влиянии нанотопографии на рост фибробластов и эндотелия, показана избирательность клеток - одни растут быстрее, другие медленно на одной и той же поверхности. Сейчас началась часть о живых клетках и синтезе тканей, прикольно, мне нравится.

Курс крутого английского
А еще выдалась возможность совершенствовать знание английского языка. Маша позвала на эти занятия, куда почему-то всех пускают, занятия проходят в Университете Барселоны (UB), почти ночью, с 19:30 до 21:00. Харизматичный препод, куча англоговорящих людей вокруг, полезно и спроса никакого нет.

Научная работа
Наконец, последняя часть моей трудовой занятости - это интернатура в Каталонском Институте Биоинженерии (IBEC). Задачу уже поставили, скоро спрашивать начнуть, даже страничку завели с моим именем, как магистранту лаборатории биомеханики. Занимаются тут моделированем позвоночника, начиная от деградации межпозвоночных дисков до различных мышц и их нагрузки при движении. Мне нужно доработать существующую модель мышечной ткани с учетом электрофизических сигналов, которые приходят по нервам. Кроме того, любая деформация мышечной ткани также приводит к возникновению электрических импульсов в тканях (вспомните, хотя бы, ручной массаж сердца).

Подытожим
Вот, такая академическая нагрузка выпала на третий семестр моего магистерского обучения. По сравнению с ННГУ, наверняка меньше, но тут как бы жить приходится самостоятельно… К сожалению, не придумал, как нахаляву изучать испанский, иногда смотрю уроки в Интернете и все. Плюс, вокруг все говорят на испанском и английском, не откажут в помощи. В свободное время катаюсь на велосипеде, и немного путешествовал по Испании.

unn, science, eranet, audio, education, upc

Previous post Next post
Up