Мобильная революция в Китае: Как QR-коды вытесняют деньги

Jun 12, 2017 18:05



Безналичная экономика стремительно растет: в прошлом году объем мобильных платежей в Китае превысил 5,5 трлн долларов, что составляет более половины ВВП страны. Стоял жаркий майский день. Семилетний Ван Цзяжуй вышел из школы и увидел своего деда, который пришел его забрать. Он стоял на солнцепеке, а его рубашка была пропитана потом. Цзяжуй предложил дедушке купить холодной колы в ближайшем магазине, но тот забыл дома кошелек. Оказалось, что это не важно - мальчик взял смартфон деда и вызвал на экран платежное приложение с QR-кодом.
Ван Мэн, де­душ­ка Цзя­жуя, вспо­ми­на­ет: «Он ска­зал, что эти чер­но-бе­лые точки - это день­ги. Я по­про­бо­вал - и купил пачку си­га­рет». С раз­ре­ше­ния ма­те­ри Цзя­жуй помог своим ба­буш­кам и де­душ­кам со­здать учет­ные за­пи­си для по­куп­ки вещей в ин­тер­не­те с по­мо­щью ска­ни­ро­ва­ния QR-ко­дов. Еще он объ­яс­нил им, что точно так же можно рас­пла­чи­вать­ся и в обыч­ном ма­га­зине - до­ста­точ­но по­ка­зать про­дав­цу QR-код на экране те­ле­фо­на.

QR-код - это дву­мер­ный штрих-код со слу­чай­ным ри­сун­ком, сфор­ми­ро­ван­ным ма­лень­ки­ми чер­ны­ми квад­ра­ти­ка­ми на белом фоне. Он может нести в себе в 300 раз боль­ше ин­фор­ма­ции, чем тра­ди­ци­он­ный од­но­мер­ный штрих-код. По дан­ным кон­сал­тин­го­вой фирмы iResearch, в про­шлом году ки­тай­ские по­тре­би­те­ли про­ве­ли с по­мо­щью мо­биль­ных устройств пла­те­жи на сумму 38 трлн юаней (5,5 трлн дол­ла­ров), что пре­вы­ша­ет по­ло­ви­ну ВВП стра­ны. Бла­го­да­ря быст­ро­му рас­про­стра­не­нию пла­те­жей с по­мо­щью QR-ко­дов в обыч­ных ма­га­зи­нах, ко­ли­че­ство мо­биль­ных пла­те­жей в ма­те­ри­ко­вом Китае в 50 раз пре­вы­ша­ет ана­ло­гич­ный по­ка­за­тель в США. (Со­глас­но дан­ным Forrester Research, в 2016 году объем мо­биль­ных пла­те­жей в США со­ста­вил всего 112 млрд дол­ла­ров.) Чэнь Ивэнь, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся ис­сле­до­ва­ни­ем по­ве­де­ния по­тре­би­те­лей, счи­та­ет, что мы на­блю­да­ем рас­цвет «ко­до­но­ми­ки». Чэнь - про­фес­сор и ис­сле­до­ва­тель в пе­кин­ском Ин­сти­ту­те пси­хо­ло­гии Ки­тай­ской ака­де­мии наук. Она го­во­рит: «Китай начал пе­ре­ход к без­на­лич­ной эко­но­ми­ке быст­рее, чем можно было ожи­дать, - в ос­нов­ном бла­го­да­ря ви­рус­но­му рас­про­стра­не­нию дву­мер­ных штрих-ко­дов. Это со­вер­шен­но новый вид эко­но­ми­ки».


По сло­вам Чэня, ко­до­но­ми­ка уже до­хо­дит до от­да­лен­ных де­ре­вень и на­чи­на­ет ме­нять ки­тай­ский со­ци­ум. Неко­то­рые ре­сто­ра­ны пе­ча­та­ют штрих-ко­ды на бей­джах офи­ци­ан­тов и даже по­ва­ров - кли­ент может от­ска­ни­ро­вать его и оста­вить чае­вые, если ему по­нра­ви­лось об­слу­жи­ва­ние. Из­на­чаль­но такой под­ход вы­звал раз­но­гла­сия, пишет Beijing Morning Post, - в Китае мало кто дает чае­вые. Од­на­ко се­год­ня кли­ен­ты за­ме­ча­ют зна­чи­тель­ное улуч­ше­ние об­слу­жи­ва­ния, а неко­то­рые офи­ци­ан­ты в месяц по­лу­ча­ют на 3 тыс. юаней боль­ше, и все бла­го­да­ря QR-ко­дам. В ап­ре­ле на одной из сва­деб по­друж­ка неве­сты но­си­ла QR-код для сбора с го­стей денег на по­дар­ки - и в ре­зуль­та­те раз­ра­зил­ся на­сто­я­щий скан­дал между неве­стой и ее бу­ду­щей све­кро­вью, со­об­ща­ет из­да­ние China Youth Daily
А недав­но в го­ро­де Цзи­нань про­вин­ции Ша­нь­дун был за­ме­чен нищий с QR-ко­дом на шее. По со­об­ще­ни­ям СМИ, он пси­хи­че­ски болен, но с по­мо­щью QR-ко­да про­хо­жие могут быст­ро по­да­вать ему ми­ло­сты­ню, не ис­поль­зуя на­лич­ные. От­ме­ча­ет­ся, что его при­ме­ру уже по­сле­до­ва­ли и дру­гие по­про­шай­ки.

QR-ко­ды также по­мо­га­ют рас­ши­ре­нию эко­но­ми­ки сов­мест­но­го ис­поль­зо­ва­ния вещей. На­при­мер, при арен­де ве­ло­си­пе­да кли­ен­ту нужно лишь от­ска­ни­ро­вать QR-код, и ве­ло­си­пед ав­то­ма­ти­че­ски раз­бло­ки­ру­ет­ся. Таким же об­ра­зом можно взять на­про­кат зон­тик, ак­ку­му­ля­тор и мно­гое дру­гое. Впро­чем, когда вы­яс­ни­лось, что вла­сти окру­гов изу­ча­ют воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния тех­но­ло­гии для уже­сто­че­ния кон­тро­ля за при­го­род­ны­ми участ­ка­ми, это вы­зва­ло у фер­ме­ров нема­лую оза­бо­чен­ность. При­кле­и­вая QR-ко­ды на фер­мер­ские по­строй­ки, а затем ска­ни­руя их, пра­ви­тель­ствен­ные ин­спек­то­ры могут быст­ро по­нять, кому при­над­ле­жит зда­ние и на­ру­ша­ют ли его вла­дель­цы ка­кие-то за­ко­ны.
По сло­вам Чэня, то, что се­год­ня ка­жет­ся ре­во­лю­ци­ей, зав­тра ста­нет ча­стью по­все­днев­ной жизни: «Мо­ло­дое по­ко­ле­ние ки­тай­цев вы­рас­тет в мире, пол­ном дву­мер­ных штрих-ко­дов. Воз­мож­но, они будут от­но­сить­ся к день­гам со­всем иначе. Быть может, в их гла­зах день­ги будут не толь­ко спо­со­бом по­куп­ки то­ва­ров и услуг, но также и сред­ством со­ци­а­ли­за­ции».
Рост мо­биль­ных пла­те­жей в Китае на­чал­ся с того, что со­ци­аль­ные сети вроде WeChat на­ча­ли ис­поль­зо­вать­ся для рас­про­стра­не­ния крас­ных кон­вер­тов с день­га­ми - на ман­да­рин­ском диа­лек­те они на­зы­ва­ют­ся хон­бао, а на кан­тон­ском - лай. Их при­ня­то рас­сы­лать дру­зьям и род­ствен­ни­кам в честь тра­ди­ци­он­но­го празд­ни­ка Весны. В про­шлом году сред­ний поль­зо­ва­тель WeChat, по дан­ным самой плат­фор­мы, еже­ме­сяч­но от­прав­лял 28 па­ке­тов хон­бао. Боль­шая часть этих денег была вы­ра­же­ни­ем бла­го­дар­но­сти за хо­ро­шую фо­то­гра­фию или хо­ро­шо на­пи­сан­ную за­мет­ку.


По сло­вам Чэня, такие по­ве­ден­че­ские из­ме­не­ния могут се­рьез­но по­вли­ять на ки­тай­скую эко­но­ми­ку. «Когда по­яви­лись кре­дит­ные карты, по­тре­би­те­ли на­ча­ли тра­тить боль­ше денег. QR-код еще удоб­нее, по­это­му у нас есть все ос­но­ва­ния ожи­дать, что это при­ве­дет к росту по­треб­ле­ния».
QR-код был изоб­ре­тен в Япо­нии в 1990-х годах. Пер­во­на­чаль­но он ис­поль­зо­вал­ся для от­сле­жи­ва­ния то­ва­ров в ав­то­мо­биль­ной про­мыш­лен­но­сти. В Южной Корее, Япо­нии и дру­гих стра­нах неод­но­крат­но пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки при­спо­со­бить тех­но­ло­гию для опла­ты, но, в от­ли­чие от Китая, они не по­лу­чи­ли раз­ви­тия. А в за­пад­ных стра­нах по-преж­не­му ис­поль­зу­ют­ся в ос­нов­ном пла­сти­ко­вые кар­точ­ки, хотя в США по­ти­хонь­ку на­чи­на­ет рас­про­стра­нять­ся Apple Pay. Сюэ Ченки изу­ча­ет вза­и­мо­дей­ствие че­ло­ве­ка и ком­пью­те­ра в нан­кин­ском Юго-Во­сточ­ном уни­вер­си­те­те. По его сло­вам, по­пу­ля­ри­за­ция QR-ко­да - во мно­гом за­слу­га круп­ных ки­тай­ских ин­тер­нет-ком­па­ний, в том числе Tencent и Alibaba, за­ин­те­ре­со­ван­ных в раз­ви­тии мо­биль­ных пла­те­жей.
«Те­перь QR-ко­да­ми в тор­гов­ле поль­зу­ют­ся все - от су­пер­мар­ке­тов до улич­ных ко­ро­бей­ни­ков. Тех­но­ло­гия весь­ма про­ста, в том числе для по­тре­би­те­ля. Тран­зак­цию можно вы­пол­нить мгно­вен­но, и для этого не нужно ни­че­го, кроме смарт­фо­на и со­то­во­го сиг­на­ла», - го­во­рит он.

И до­бав­ля­ет: «Перед таким удоб­ством труд­но усто­ять. В дру­гих стра­нах по­тре­би­те­лю не пред­ла­га­ет­ся ни­че­го по­доб­но­го».
По срав­не­нию с дру­ги­ми ме­то­да­ми без­на­лич­ных пла­те­жей, вклю­чая NFC, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся в Apple Pay, QR-код счи­та­ет­ся небез­опас­ным. Если код под­го­тов­лен зло­умыш­лен­ни­ком, то его ска­ни­ро­ва­ние может за­ве­сти поль­зо­ва­те­ля в ло­вуш­ку, на­при­мер, на фи­шин­го­вый сайт, сде­лан­ный для кражи бан­ков­ских дан­ных. Со­глас­но мар­тов­ско­му от­че­ту Southern Metropolis Daily, в про­вин­ции Гу­ан­дун мо­шен­ник с по­мо­щью QR-ко­дов украл около 90 млн юаней - по­до­зре­ва­е­мый под­ме­нил штрих-ко­ды в ма­га­зине фаль­шив­кой со встро­ен­ным ви­ру­сом, за­про­грам­ми­ро­ван­ным на кражу лич­ной ин­фор­ма­ции по­ку­па­те­лей.

В на­ча­ле этого года, вы­сту­пая на На­ци­о­наль­ном на­род­ном кон­грес­се в Пе­кине, Лю Цин­фэн, за­ме­сти­тель главы прав­ле­ния об­лач­но­го сер­вис-про­вай­де­ра iFlytek, за­явил СМИ, что «более 23% тро­ян­ских про­грамм и ви­ру­сов пе­ре­да­ют­ся с по­мо­щью QR-ко­дов, по­сколь­ку это очень легко». Неко­то­рые экс­пер­ты по ки­бер­без­опас­но­сти под­счи­та­ли, что чет­верть вре­до­нос­но­го ПО, об­на­ру­жен­но­го на смарт­фо­нах, пе­ре­да­ет­ся через QR-ко­ды. Впро­чем, Сюэ счи­та­ет, что пути назад нет: «По­тре­би­тель уже при­вык, что везде можно ис­поль­зо­вать QR-код, и это очень удоб­но. А осо­бен­но­сти тех­но­ло­гии и без­опас­ность обыч­но не вол­ну­ют сред­них по­тре­би­те­лей».

Китай, Деньги, Экономика

Previous post Next post
Up