Безналичная экономика стремительно растет: в прошлом году объем мобильных платежей в Китае превысил 5,5 трлн долларов, что составляет более половины ВВП страны. Стоял жаркий майский день. Семилетний Ван Цзяжуй вышел из школы и увидел своего деда, который пришел его забрать. Он стоял на солнцепеке, а его рубашка была пропитана потом. Цзяжуй предложил дедушке купить холодной колы в ближайшем магазине, но тот забыл дома кошелек. Оказалось, что это не важно - мальчик взял смартфон деда и вызвал на экран платежное приложение с QR-кодом.
Ван Мэн, дедушка Цзяжуя, вспоминает: «Он сказал, что эти черно-белые точки - это деньги. Я попробовал - и купил пачку сигарет». С разрешения матери Цзяжуй помог своим бабушкам и дедушкам создать учетные записи для покупки вещей в интернете с помощью сканирования QR-кодов. Еще он объяснил им, что точно так же можно расплачиваться и в обычном магазине - достаточно показать продавцу QR-код на экране телефона.
QR-код - это двумерный штрих-код со случайным рисунком, сформированным маленькими черными квадратиками на белом фоне. Он может нести в себе в 300 раз больше информации, чем традиционный одномерный штрих-код. По данным консалтинговой фирмы iResearch, в прошлом году китайские потребители провели с помощью мобильных устройств платежи на сумму 38 трлн юаней (5,5 трлн долларов), что превышает половину ВВП страны. Благодаря быстрому распространению платежей с помощью QR-кодов в обычных магазинах, количество мобильных платежей в материковом Китае в 50 раз превышает аналогичный показатель в США. (Согласно данным Forrester Research, в 2016 году объем мобильных платежей в США составил всего 112 млрд долларов.) Чэнь Ивэнь, которая занимается исследованием поведения потребителей, считает, что мы наблюдаем расцвет «кодономики». Чэнь - профессор и исследователь в пекинском Институте психологии Китайской академии наук. Она говорит: «Китай начал переход к безналичной экономике быстрее, чем можно было ожидать, - в основном благодаря вирусному распространению двумерных штрих-кодов. Это совершенно новый вид экономики».
По словам Чэня, кодономика уже доходит до отдаленных деревень и начинает менять китайский социум. Некоторые рестораны печатают штрих-коды на бейджах официантов и даже поваров - клиент может отсканировать его и оставить чаевые, если ему понравилось обслуживание. Изначально такой подход вызвал разногласия, пишет Beijing Morning Post, - в Китае мало кто дает чаевые. Однако сегодня клиенты замечают значительное улучшение обслуживания, а некоторые официанты в месяц получают на 3 тыс. юаней больше, и все благодаря QR-кодам. В апреле на одной из свадеб подружка невесты носила QR-код для сбора с гостей денег на подарки - и в результате разразился настоящий скандал между невестой и ее будущей свекровью, сообщает издание China Youth Daily
А недавно в городе Цзинань провинции Шаньдун был замечен нищий с QR-кодом на шее. По сообщениям СМИ, он психически болен, но с помощью QR-кода прохожие могут быстро подавать ему милостыню, не используя наличные. Отмечается, что его примеру уже последовали и другие попрошайки.
QR-коды также помогают расширению экономики совместного использования вещей. Например, при аренде велосипеда клиенту нужно лишь отсканировать QR-код, и велосипед автоматически разблокируется. Таким же образом можно взять напрокат зонтик, аккумулятор и многое другое. Впрочем, когда выяснилось, что власти округов изучают возможность использования технологии для ужесточения контроля за пригородными участками, это вызвало у фермеров немалую озабоченность. Приклеивая QR-коды на фермерские постройки, а затем сканируя их, правительственные инспекторы могут быстро понять, кому принадлежит здание и нарушают ли его владельцы какие-то законы.
По словам Чэня, то, что сегодня кажется революцией, завтра станет частью повседневной жизни: «Молодое поколение китайцев вырастет в мире, полном двумерных штрих-кодов. Возможно, они будут относиться к деньгам совсем иначе. Быть может, в их глазах деньги будут не только способом покупки товаров и услуг, но также и средством социализации».
Рост мобильных платежей в Китае начался с того, что социальные сети вроде WeChat начали использоваться для распространения красных конвертов с деньгами - на мандаринском диалекте они называются хонбао, а на кантонском - лай. Их принято рассылать друзьям и родственникам в честь традиционного праздника Весны. В прошлом году средний пользователь WeChat, по данным самой платформы, ежемесячно отправлял 28 пакетов хонбао. Большая часть этих денег была выражением благодарности за хорошую фотографию или хорошо написанную заметку.
По словам Чэня, такие поведенческие изменения могут серьезно повлиять на китайскую экономику. «Когда появились кредитные карты, потребители начали тратить больше денег. QR-код еще удобнее, поэтому у нас есть все основания ожидать, что это приведет к росту потребления».
QR-код был изобретен в Японии в 1990-х годах. Первоначально он использовался для отслеживания товаров в автомобильной промышленности. В Южной Корее, Японии и других странах неоднократно предпринимались попытки приспособить технологию для оплаты, но, в отличие от Китая, они не получили развития. А в западных странах по-прежнему используются в основном пластиковые карточки, хотя в США потихоньку начинает распространяться Apple Pay. Сюэ Ченки изучает взаимодействие человека и компьютера в нанкинском Юго-Восточном университете. По его словам, популяризация QR-кода - во многом заслуга крупных китайских интернет-компаний, в том числе Tencent и Alibaba, заинтересованных в развитии мобильных платежей.
«Теперь QR-кодами в торговле пользуются все - от супермаркетов до уличных коробейников. Технология весьма проста, в том числе для потребителя. Транзакцию можно выполнить мгновенно, и для этого не нужно ничего, кроме смартфона и сотового сигнала», - говорит он.
И добавляет: «Перед таким удобством трудно устоять. В других странах потребителю не предлагается ничего подобного».
По сравнению с другими методами безналичных платежей, включая NFC, которая используется в Apple Pay, QR-код считается небезопасным. Если код подготовлен злоумышленником, то его сканирование может завести пользователя в ловушку, например, на фишинговый сайт, сделанный для кражи банковских данных. Согласно мартовскому отчету Southern Metropolis Daily, в провинции Гуандун мошенник с помощью QR-кодов украл около 90 млн юаней - подозреваемый подменил штрих-коды в магазине фальшивкой со встроенным вирусом, запрограммированным на кражу личной информации покупателей.
В начале этого года, выступая на Национальном народном конгрессе в Пекине, Лю Цинфэн, заместитель главы правления облачного сервис-провайдера iFlytek, заявил СМИ, что «более 23% троянских программ и вирусов передаются с помощью QR-кодов, поскольку это очень легко». Некоторые эксперты по кибербезопасности подсчитали, что четверть вредоносного ПО, обнаруженного на смартфонах, передается через QR-коды. Впрочем, Сюэ считает, что пути назад нет: «Потребитель уже привык, что везде можно использовать QR-код, и это очень удобно. А особенности технологии и безопасность обычно не волнуют средних потребителей».