1 Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.
2 Человек, ни разу еще не думавший о деньгах, о чести, о
приобретении влиятельных связей, -- да разве может он знать людей?
3 "Друг, все, что ты любил, разочаровало тебя: разочарование стало вконец твоей привычкой, и твоя последняя любовь, которую
ты называешь любовью к "истине", есть, должно быть, как раз любовь -- к разочарованию".
4 "Я не ищу близости людей: как раз даль, извечная даль,
пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в
одиночество".
5 Если ты прежде всего и при всех обстоятельствах не внушаешь страха, то никто не примет тебя настолько всерьез, чтобы в конце концов полюбить тебя.
6
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
7
Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот
еще недостаточно опеределил его -- или отстал от него.
8
В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед
за тобою.
9
Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали
вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?
10
Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и
в отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и головы) -- это суть мужчина и женщина; между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И заметьте хорошенько: /сердце/ здесь мужчина, а /голова/ --
женщина!
11
Высшее мужество познающего обнаруживается не там, где он вызывает удивление и ужас, -- но там, где далекие от познания люди /воспринимают/ его поверхностным, низменным, трусливым, равнодушным.
12
Кто хочет оправдать своё существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.
13
Настало время, когда дьявол должен быть адвокатом Бога:
если и сам он хочет иначе продлить свое существование.
14
Богу, который любит, не делает чести заставлять любить Себя: он скорее предпочел бы быть ненавистным.
15
Каждая церковь -- камень на могиле Богочеловека /Исуса Христа/: ей
непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.
16
Верующий находит своего естественного врага не в
свободомыслящем, а в религиозном человеке.
17
Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.
18
Мораль -- это важничанье человека перед природой.
19
Исус из Назарета любил злых, а не добрых: даже его
доводил до проклятий их морально негодующий вид. Всюду, где вершился суд, он выступал против судящих: он хотел быть истребителем морали.
20
Есть степень заядлой лживости, которую называют "чистой совестью".
21
Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.
22
Не следует искать морали (того менее -- моральности) у
писателей, пишущих на моральные темы; /моралисты/ в большинстве суть забитые, страдающие, бессильные, мстительные люди, -- их
тенденция сведена к толике счастья: больные, которые
воображают, что находятся в выздоровлении.
23
Кому нет нужды в том, чтобы лгать, тот извлекает себе
пользу из того, что он не лжет.
24
Можно представить себе высокоморальную лживость,
при которой человек осознает свое половое влечение только как /долг/ зачинать детей.
25
Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.
26
Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, --
что, по сути, является самым непонятным достижением человека.
27
"Возлюби ближнего своего" -- это значит прежде всего:
"Оставь ближнего своего в покое!" -- И как раз эта деталь
добродетели связана с наибольшими трудностями.
28
Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду.
29
Даже когда народ пятится, он пятится за идеалом -- и верит
30
/Потребности сердца/. Животные во время течки не с такой легкостью путают свое сердце и свои вожделения, как это делают люди и особенно бабенки.
31
Достаточно скверно! Время брака наступает гораздо раньше, чем время любви: понимая под последним свидетельство зрелости
-- у мужчины и женщины.
32
Брак -- это наиболее изогланная форма половой жизни, и как раз поэтому на его стороне чистая совесть.
33
Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее
всего делает свою ставку -- на брак.
34
В старании не познать самих себя обыкновенные люди выказывают больше тонкости и хитрости, чем утончённейшие мыслители в их противоположном старании -
познать себя.
35
Испытываешь ужас при мысли о том, что внезапно испытываешь ужас.
36
Ядовитейшие стрелы посылаются вслед за тем, кто отделывается от своего друга, не оскорбляя его даже.
37
Противоположностью актера является не честный человек, но исподтишка пролгавшийся человек (именно из них выходят большинство актеров).
38
Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит,
когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус -- не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?
39
Мы более искренни по отношению к другим, чем по
отношению к самим себе.
40
Когда мы желаем отделаться от какого-то человека, нам
надобно лишь унизить себя перед ним -- это тотчас же заденет его тщеславие, и он уберется восвояси.
Фридрих Вильгельм Карлович Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche) - лютый немецкий философ, тролль, служащий источником сотен и тысяч развесёлых цитат, распространяющихся по просторам интернета в виде подписей к сообщениям, веских аргументов троллинга.
В детстве Ницше отличался крайней упёртостью и чрезвычайно высокой силой характера. Поспорив со сверстниками о том, что он сможет взять в руки горящий уголь и продержать его некоторое время, он немедля сделал это, заставив «друзей», мягко говоря, очень сильно испугаться.
Взрослел Фридрих в женском общежитии. В одной с ним квартире проживали мать, сестра, бабушка, две незамужние тетки и служанка. Непрекращающиеся эстрогенные вихри, бури и прочие катаклизмы побудили отца переселиться в более спокойное место - на кладбище. Психически закаленный в экстремальных условиях, Ницше стал профессором уже в 24 года и кинулся писать настолько хорошие книги, что аж сам от этого охуел. Примерно тогда же у Философа начинаются проблемы со здоровьем - сильные головные боли, иногда доходящие до неиллюзорных мучений, что, возможно, сказалось на его мизантропическом (Мизантроп (от греч. μίσος - «ненависть» и άνθρωπος - «человек», человеконенавистник) - это личность, by default испытывающая неприязнь, презрение или ненависть к людям.
В джентльменский набор мизантропа входят лютое недовольство шаблонами, пренебрежение общепринятыми моральными ценностями и презрение к людским слабостям и порокам, культивируемым негласным общественным мнением) подходе к философии.
По интеллектуальным параметрам Фридрих Вильгельмович в 9000 раз превосходил большинство своих современников, да чего уж там скрывать - и нынешних философов тоже. Уже в 25 лет получил звание профессора филологии в Базельском университете, что не мешало ему смотреть на классическую филологию, как на говно.
Труды, полные ненависти и очищающего огня преисподней Ницше начал писать ещё с юношества. Но принёсшие мировую славу труды ему удалось выпустить после 35 лет, когда проблемы со здоровьем переросли в абсолютный ужас, вынудивший его покинуть университет. Главной среди них, безусловно, является манускрипт «Так говорил Заратустра», в которой, собственно, и формулируется идея сверхчеловека. Кстати, фраза из этого произведения «Бог умер» по-русски звучит весьма двусмысленно. Да, и не нужно приписывать это выражение дарквэйв-группе Das Ich. Есть мнение, что авторство данной фразы принадлежит Гегелю или Гёте, которого Ницше очень почитал. Впрочем, до них она была у Жана Поля, а задолго до Жана Поля - в лютеранской мессе.
Закончил Ницше в полном соответствии со своим мировосприятием - после долгих лет экзистенциальных и физических мучений он окончательно сходит с ума, пишет книгу «Ecce Homo» с примечательными названиями глав: «Почему я так мудр», «Почему я так умён», «Почему я пишу такие хорошие книги» и т. д.
После этого следующее значимое событие в его жизни произошло через одиннадцать лет, когда он умер от запущенного сифилиса в дурке. Точнее, умирает от воспаления лёгких, а «запущенный сифилис» лишь одна из возможных причин паралича мозга Ницше, есть мнения об отравлении по политическому заказу, случайном отравлении при самолечении, а также прогрессирующая мигрень, которой, кстати, соответствуют симптомы, проявляющиеся у Ницше на протяжении многих лет, чего нельзя сказать про сифилис. Некоторые биографы Ницше и исследователи его творчества высказывают предположение, что из всех отношений с женщинами он состоял разве что во френдзоне у Лу Саломе, а девственникам сифилис не передаётся; психиатры же заочно диагностируют в нём шизофреника по амбивалентной писанине, особенно в зрелые годы - об этом, конечно же, можно судить лишь с большой долей приближения. Также не забываем про то, что отец классика скопытился в районе всё тех же 36 лет от подозрительно похожей болячки, то есть, это вполне могли быть какие-то наследственные проблемы, и удивляться надо не тому, что так быстро стал овощем, а тому, что так долго протянул.