История эта очень старая и полностью выдуманная - от названия до финала, вполне драматического.
История, в которой множество действующих лиц, но главный из них - городок под названием Гедлиберг.
Конечно, вы её читали. Но осмелюсь напомнить.
... Гедлиберг был не слишком крупным городом. Так, нечто среднее между селом и местечком. Но репутацию имел высокую.
Почему-то считалось, что Гедлиберг - город, в котором живут только честные люди.
Кто так считал, и что говорилось соседями и гостями города гедлиберчанам в лицо, а о чём шушукались за спиной - мы не знаем.
Но сами гедлибержцы были уверены в непогрешимости своих честнот.
В неподкупности своих принципов.
И самыми наичестнейшими считались девятнадцать семей, составлявших, как бы это сейчас сказали - олигархический костяк городка Гедлиберг.
То-есть - богатые и уважаемые люди.
Или не слишком богатые, но уважаемые и не без родословной.
И эти девятнадцать представителей уважаемых гедлибуржских кланов везде и повсюду гордо несли звание Гедлиберга как самого честного города во Вселенной.
Могло ли быть так, что все без исключения жители городка были практически ангелами во плоти, неподкупными и безгрешными?
Конечно, нет. Сейчас мы, адепты психологий и социологий, марксистско-ленинских теорий, изучатели обществоведений и прочая, прочая - понимаем, что невозможно. Никак невозможно иметь полностью стерильный социум, как ты его ни создавай, ни взращивай.
Но гедлибержцы теорий не изучали, а просто гордились. И трепетно следили за соблюдением честности собратьями своими и соседями, а также чадами и домочадцами.
И вдруг случилось, что Гедлиберг, в пафосе заносчивости своей, обидел проезжего путника, как говаривали тогда - а сейчас называют просто туристами.
турист затаил обиду.
турист решил отомстить.
И однажды вечером, на пороге одной из уважаемых семей Гедлиберга, начала разворачиваться эта страшная месть.
Всё было просто - некто, пожелавший остаться неизвестным, принёс в старейшую и уважаемую семью мешок, набитый золотыми монетами.
К мешку прилагалось сопроводительное письмо, в котором сообщалось, что некий путник однажды прибился в Гедлиберг.
Путник, или, как сейчас принято говорить, турист, был грешником и вруном. И вообще нехорошим человеком.
Но у врунов и негодяев тоже бывают времена безденежья, как ни странно звучит выведенный постулат.
И грешник постучал в один из домов Гедлиберга и попросил денег. И человек, вышедший ему навстречу, таки дал ему денег. Произнеся поучительную фразу.
Эта фраза так запала в душу грешника, что он тут же ступил на путь добродетели, естественно, сразу разбогатев.
Здесь брови современного читателя должны были бы стремительно полезть кверху. И современный читатель сразу бы вскричал:
- Лажа! А письмо - фейк! Никогда честность не приводит к богатству! Нищета, вот удел безгрешия.
И грязно выругался, бессильно отслеживая неторопливый бег таракана по замасленной клеёнке кухонного стола.
И был бы прав современный читатель. Конечно, если не вспоминать о тараканах.
Думаю, и читатель времён Гедлиберга подумал бы так же, даже не изучая обществоведения и марксистко-ленинскую теорию.
Потому что теория теорией, а жизненный опыт един всегда, начиная от опыта того наглого парня, закутанного в шкуру мамонта, отобранную в соседской пещере посредством удара клыком саблезубого тигра в район печени неудачливого соседа.
Но Гедлиберг письму поверил.
И тут же вынес содержание письма на страницы газет и сайтов, Вконтакта и Одноклассников ... пардон, кажется, сайтов, Вконтакта и Одноклассников тогда ещё не было.
Округа замерла, притаилась в зависти к подтверждению честнот и приготовилась к развязке.
Развязка предлагалась в письме.
Тут ведь, следовало из письма, дело было вот в чём - разбогатевший бывший грешник решил наконец отблагодарить того, кто направил его на путь истины словом и звонкой монетой - и поделиться с благодетелем своим богатством.
Но вот беда - бывший грешник забыл имя благодетеля. Поэтому он просит город Гедлиберг, чтобы тот, наичестнейший город, сам нашёл этого самаритянина. И пусть самаритянин вспомнит, что сказал он однажды холодной ночью грешнику.
И получит мешок золотых монет. Видите, как просто?
Гедлиберг, надо сказать, тоже недоумевал. Потому что прижимистей людей, чем в Гедлиберге, не было. Гедлибержане свято верили, что бродяжничество не стоит поощрять. И если человек бродяга - значит, он грешник. И путь ему в ад. И кто из гедлибуржцев мог дать монету нищему - не представлял город Гедлиберг. Но ждал назначенной развязки. Поскольку самаритянин должен был, по условиям задачи, написать свою судьбоносную фразу, запечатать в конверт и отдать преподобному... как же его звали?
Неважно. Отдать священнику и дело с концом.
А тот уже, в назначенное время, при свидетелях, вынет записку из конверта и зачитает. И если записка будет совпадать с указанной и завязанной в мешке - тот самаритянин и взял джекпот.
... а пока Гедлиберг и округа ждал развязки - грешник начал действовать. И разработал ровно девятнадцать ловушек.
Кому-то сообщил пароль в письме, кому-то нашептал из-за плеча - но к концу срока все девятнадцать семей знали тайную фразу.
"Вы не такой уж плохой человек. Идите и постарайтесь исправиться" - вот какую фразу якобы сказал самаритянин-гедлибержец, якобы подавая грешнику монету.
И девятнадцать глав семей в разное время передали преподобному... как же его звали?.. одним словом, священнику - письма, содержащие эту, одну-единственную, фразу.
"Я сказал незнакомцу - вы не такой уж плохой человек. Идите и постарайтесь исправиться" - таким был текст писем.
И нельзя ведь сказать, что все девятнадцать глав семей сразу же и безоговорочно пошли на подлог. Что вы, нет. Они очень страдали, прежде чем принять решение. Они советовались с женой и оправдывали своё будущее грехопадение. Но здесь была беда вот в чём - и это ключевое в моём вольном изложении - гедлибержцы НЕ ИМЕЛИ ИММУНИТЕТА.
Каждый из них воспитывался в Гедлиберге, который за много лет показательной честности стал стерилен по отношению к греху. К обману. К соблазну.
В Гедлиберге царил культ воспитания чад в полном безгрешии - а чтобы избежать греха, его попросту искореняли в городе. Жестоко и беспощадно.
И люди просто оказывались неподготовленными к греху, если бы встал тот на их пути.
Обо всём этом знал коварный наш турист, в своё время обиженный Гедлибергом - или, как говорили в те времена, оскорблённый путник.
И именно на эту стерильность и сделал он ставку, дьявольськи ловко подсунув каждому из наичестнейших фразу-пароль.
И понятно, что в назначенное время, когда собрался весь Гедлиберг и гости из округи, и журналисты, и все-все-все - преподобный... как же его звали?...
достал из кармана первый конверт.
Вскрыл его и прочёл пароль.
"Я сказал незнакомцу -Вы не такой уж плохой человек. Идите и постарайтесь исправиться."
... и достал из кармана следующий конверт.
И так далее, вплоть до последнего.
Хохотали гости города и журналисты.
Хохотали даже не настолько именитые жители Гедлиберга, осознавая, что будь у них на сотню больше, они бы тоже могли оказаться в числе девятнадцати фарисеев.
С облегчением хохотал Гедлиберг, расставаясь со своей непогрешимой репутацией.
И далее давился от визга, смеха и колик в животе народ, услышав полное продолжение фразы, извлечённой из монетного мешка:
"Вы не такой уж плохой человек. Идите и постарайтесь исправиться. Иначе дьявол заведёт вас в ад или Гедлиберг. Первое предпочтительнее"
Так сказала вам я, совсем не обмолвившись о главной теме сегодняшнего дня. И совсем, кажется, ни о чём не сказав.
Перепев сатирическую песню одного старого насмешника, который сам назвал себя Мерка Два.
А жил он во времена, когда ни Вконтактов, ни Одноклассников не было.
Вы не поверите, но тогда не было даже Фейсбука...
... Нельзя научиться ходить по грязи, не запачкавшись, если на улицах города царит стерильная чистота.
Нельзя противостоять обману, если не знаком с ним с детства.
Нельзя решить, что лучше - добродетель или зло - если не вкусишь того и другого.
Нельзя искоренить зло, просто запретив его.
Не выработаешь иммунитета к болезни, если не переболеешь ею.
Иначе дьявол заведёт нас в ад или Гедлиберг.
Первое предпочтительнее.
Diana Makarova