По законам шариата.

May 13, 2017 00:04



В большинстве современных стран правовые нормы устанавливаются и регулируются государством. Законодательство в этих странах не связано с верой и носит светский характер. Однако в исламских странах наряду с государственным законодательством (а нередко и вместо него) существует особое мусульманское право, или шариат.

С арабского языка слово «шариат» переводится как «праведный путь». Истоки шариата нужно искать в сунне пророка Мухаммеда и Коране. Жизнь пророка - лучший пример праведного служения Богу (Аллаху) и единоверцам. А в Коране расписано, какие поступки считать праведными, а какие - греховными. Там же имеются указания, как следует поступать с преступившими религиозные нормы поведения, - то есть свод повелений и запретов, полученных напрямую от Аллаха.

Из глубины веков

Мусульмане верят: если соблюдать все предписания, можно прожить праведную жизнь и получить за это разные жизненные блага, которые выражаются в материальном достатке, а после смерти оказаться в раю. Правда, правовым вопросам в Коране посвящено не так уж много стихов - не более 500 из 6225! В сунне шариа (законодателя) Мухаммеда, сочиненной при халифе Али, гораздо больше правовой информации - ведь Мухаммеду приходилось разбирать спорные ситуации, устранять разногласия и находить справедливые решения.

Шариат, как божественные предписания праведной жизни, стал формироваться при первых халифах. Правда, и это основательно забыто, в основу религиозных предписаний легли не только слова и поступки Мухаммеда и священные тексты, но и обычаи патриархального арабского общества. Эти обычаи как раз и определяли отношения в общине и семье, распределение имущества, компенсацию за присвоение чужого имущества, нарушение границ, причинение физического вреда или смерти и т.п. Аналогичные установления имеются в иудейских текстах, тоже якобы заповеданных Иеговой. И в христианской Библии. Законы шариата в этом плане ничем не отличались от библейских. Разве что они были дополнены нормами поведения, характерными для араба-мусульманина VII столетия. В последующие века нормативную базу расширили указы и распоряжения халифов, а также местные кануны (законы), которые не противоречили шариату.

Что он устанавливал?

Каждый мусульманин должен соблюдать правила ибадата (религиозной обрядовости), которые включают обязательный тахарат (то есть очищение), намаз (ежедневную молитву пять раз в день), закят (налог на имущество, взимаемый в пользу бедных), саум (пост, когда запрещено принимать пищу и пить от рассвета до заката), хадж (паломничество к святым для мусульманина местам), джихад (усердие в вере вплоть до самопожертвования). Муамалат же обозначает взаимоотношения внутри мусульманской общины, это предписания поведения между людьми. В аятах Корана и сурах описаны правила заключения и расторжения брака, объявления войны и заключения мира, определения прав наследования и разрешения споров, мены и торговли и т.п. Кроме того, несколько разделов шариата определяют религиозную догматику и этические нормы, которыми должны руководствоваться правоверные мусульмане. Все поступки мусульмане разделяли на пять категорий: обязательные (фард), рекомендуемые (мандуб), разрешенные (мубах), неодобряемые (макрух), запрещенные (харам). Обязательные поступки мусульмане были обязаны совершать (но только с благими намерениями и по доброй воле), а запрещенных избегать (следствием совершения таковых был суд шариата). Само собой, рекомендуемые поступки достойны совершения, а неодобряемые - нет, но большая часть человеческих поступков относится к категории разрешенных и не удостаивается ни одобрения, ни порицания. Однако многое зависит не от категории поступка, а от намерения. Если намерение было не благим, то самый добрый поступок становится отвратительным Аллаху.

Некоторые нормы пришли в шариат из фикха, то есть юридических прецедентов, не отраженных ни в сунне, ни в Коране, но с которыми приходилось иметь дело судьям. Впоследствии на основе этих трех источников были сформированы правила поведения, нарушение которых требовало денежной компенсации или наказания. Женщины, в отличие от мужчин, были относительно бесправны. Мусульмане имели преимущественное право перед немусульманами. В арабском мире наказание обычно было очень строгим, и часто преступник приговаривался к смерти. Так, смерть ждала мусульманина за прелюбодеяние (побивали камнями), за мятеж или убийство при ограблении (повешение или отсечение головы), за вероотступничество и богохульство. Воровство или разбой карались отсечением рук. На этом фоне наказание за распитие спиртных напитков (40 ударов палкой) кажется детской забавой.

В отличие от римского права

В отличие от римского права, в мусульманском праве существовала неравноценность категорий вещей и неравность мужчин и женщин, мусульман и немусульман перед законом.

По законам шариата все вещи разделялись на две категории: вещи, принадлежащие мусульманам, и вещи, выведенные из общественного оборота. Из оборота выводилось то, что нельзя разделить или присвоить без ущерба для других: море, воздух, пустыня, мечети и минареты и т.п. Также выводилось из оборота то, что не приносило пользы или противоречило установлениям веры, - нечистые продукты, противоречащие исламу книги и т.д. Право собственности отличалось от права владения. Земля считалась собственностью Аллаха, но управлять ею должен был халиф, который мог передать часть этой земли во временное владение (и отобрать, если считал это целесообразным). Захваченные у врага земли становились общественной собственностью всех мусульман, ими распоряжалось государство. Позже появились владения, получаемые за службу, и владения, на которых немусульмане могли оставаться за определенную плату. А земли, получаемые мечетями, медресе, приютами, кладбищами и т.п., выводились из оборота.

Шариат регулировал исполнение обязательств и совершение сделок. Некоторые обязательства были односторонними и имели форму религиозных обетов, если они не исполнялись в срок, то нарушитель приносил искупительную жертву. Совершение некоторых сделок шариатом запрещалось - например, сделки с немусульманами по продаже земли мусульман или рабов-мусульман. Запрещались также сделки по принуждению, по обману или с безнравственной целью. Переход собственности мусульманина в руки немусульманина считался делом безнравственным. Так что немусульмане наследовать собственность мусульманина не могли.

В шариатском суде и гражданские, и уголовные дела разбирал один и тот же кади. Не было ни прокуроров, ни адвокатов, а сам процесс велся в мечети. Наряду со свидетельскими показаниями доказательствами считались слухи или усмотрение самого судьи. Показания женщин ценились вдвое ниже показаний мужчин. И вплоть до VIII века все дела велись в устной форме.

Средство сплочения масс

Христианство старше ислама на семь веков. По большому счету мусульмане живут не в XXI (от Рождества Христова) веке, а в XV (от рождения пророка Мухаммеда). Условно говоря, если вы представите, какова была религиозная и юридическая ситуация в Европе XV-XVI веков, то с удивлением отметите, что это время жесточайшего церковного диктата. Вера в те времена была единственным ориентиром, позволяющим отделить своих от чужих. Это время гонений инакомыслящих, «Молота ведьм», костров инквизиции, церковных судов. Христианским странам понадобилось несколько столетий, чтобы разделить законы светские и законы церковные. Возможно, столько же столетий потребуется на это и тем исламским странам, где юридические нормы неотделимы от шариата.

В Саудовской Аравии, например, светского законодательства не существует вовсе, а в Индии, Ливане, Сирии и многих африканских государствах все, что касается семьи и семейного имущества, решается по законам шариата. Светский характер право имеет лишь в странах Средней Азии (оно и понятно: они были в составе Российской империи и СССР) и в Турции, стремящейся попасть в Европейский Союз. И возвращение к нормам шариата для этих исламских стран стало показателем религиозной и национальной идентичности!

Мусульмане, Религия

Previous post Next post
Up