Что будет, если обидеть украинца? Поедет драться. Сразу! Но если обидчик скажет - «извини», да стол накроет - отойдёт украинец. Добрая нация.
Беларусы не такие. Наши люди - мелкие западлисты по сути своей. Обидишь беларуса, плюнешь в лицо - утрётся. Но строчку в разделе дневника «надо помнить» черканёт. Потом будет тебе улыбаться, жить рядом. И ждать момента. Придёт момент - замочит нахрен.
Мещане улыбаются и планируют решение московской проблемы. Идея была в том, чтобы воспользоваться «красным носом» гарнизона: устроить праздник и взять всех «тёпленькими».
Для этого кузнецы делают оружие. Массово стачивается или теряется кремень, а то и весь мушкет. Работа кипит, работы много: гарнизон по разным оценкам составлял от 2 до 7 тысяч хорошо вооружённых орков.
Беларусы улыбаются «защитникам» и готовят веселье на масленицу.
Но вот беда, 1 февраля пара руссо-туристо по своей привычке на торговой площади решили бублики «отжать». Но не как всегда - половину, а все. А заодно и поприставать к привлекательным торговкам. Торговкам это не понравилось. Бургомистру Язэпу Леонтовичу тоже.
Бургомистр сказал одно слово «Пора!». Потом повторил «Пора!». Все всё поняли. Короче, 3 часа и весь семитысячный гарнизон был вырезан. Повторю, не побеждён. Беларусы не ставили цель победить в битве. Они ставили цель зарезать нахрен: не одержать «славную козацкую победу», а кардинально решить «московскую проблему». Возможно не красиво, грязно. Но зато чертовски эффективно. Что и сделали.
Около 40 человек правда оставили в живых. И это тоже был план. Извините, но копать 7 тысяч могил в мёрзлом грунте (февраль на дворе) - удовольствие ниже среднего. Магистрат к тому же за такую работу должен платить. А денег жалко. Вот и решили часть орков оставить поработать. Когда те завершили дело их в качестве поощрения отправили назад. К царю, чтобы те передали «в Могилёве вам не рады».
Думаете только этот город отличился? Ха! В этом же году московское войско начало спешно отступать. Странно, ведь контингент тогочасных зелёных человечков превышал количеством 80 тысяч голов. А ВКЛ могло выставить не более 15-20 тысяч армии. Но Москва уехала, а русский язык обогатился словом «шиш». Или «шиши». Которое есть и сегодня в выражении «ни шиша».
Что это такое? А помните выражение «беларусы - партизанская нация». Шиши и есть партизаны. Обычные беларусы или как тогда говорили литвины. Днём водку русским наливали. Вечером резали как свиней. Но грамотно - не резали в доме (дабы следов не оставлять), брали тех, кто поважнее или с кого можно добром разжиться - обозы и детей боярских. Масштабы были такими, что некоторые царские отряды месяцами не видели ни жалования ни подвоза припасов. Короче, всё шиши забрали и когда есть стало ни шиша поехали руссо-туристо восвояси.
Но вернёмся к могилёвским событиям. После восстания Великий Князь Литовский Ян Казимир Ваза вернул городу магдебургское право и подарил новый герб. Где изображены замковые ворота в которых стоит рыцарь с двуручным мечом палача - дань уважения бургомистру который таким мечом крошил гостей с востока как капусту. Леонтовичи стали шляхетским родом, только, с изменённой в знак уважения к поступку предков фамилией - Пора-Леонтовичи.
На том месте, где некогда закапывали оккупантов (местные называют его Костернёй), сегодня стоит АЗС с, как подчёркивают коренные жители города, прекрасным бесплатным туалетом для посетителей.
А что сегодня?
Возникает вопрос: а может забыли всё, какой истории детей учат. Вот на этом подходим к ещё одному символу.
Недавно, уже в современной Беларуси здание Ратуши восстановили по эскизам и чертежам того самого 1661 года. В нем теперь музей города Могилёва. Оформление экспозиции - ещё одно проявление беларуского менталитета - зачем лезть на рожон, когда нужно просто готовиться. Есть вариант описания экспозиции на русском, есть на беларуском, английском, польском. Русскоязычная версия в корне отличается от остальных, ласкает слух и взор руссотуристо. Тут тебе и польско-русские войны и братская Россия. А про восстание говорится одной строчкой «Организовав заговор против русского воеводы, шляхта и зажиточная городская верхушка истребили гарнизон стрельцов и 2(12) февраля 1661 сдали город Сапеге».
Реальная экспозиция немного иная. Беларускоязычное описание очень и очень подробно рассказывает ... нет, не о резне - там ничего интересного. А о том, как планировали, как накапливали ресурсы, занимались логистикой. Готовили дрова чтобы землю растопить - даже орки морозную землю вряд ли смогли бы раскопать. Да и инвентарь казённый бы поломали. Инвентарь денег стоит! Денег жалко. Короче, люди работали.
Вот выдержка из беларуского варианта:
стральцы пачалі крыўдзіць магілёўскіх гандлярак калачамі на Гандлёвай плошчы, бясплатна адбіраючы ў апошніх тавар. У гэтую хвіліну загудзеў ратушны звон, на стральцоў кінуўся магілёўскі бурмістр Язэп Левановіч узброены «мечем катовским». Ён закрычаў «Пара!» «Пара!...» и так далее в том же духе.
На видном месте инсталляция того самого процесса. Где есть и ставшая причиной «раннего старта» торговка с бубликами, бургомистр и горожане, которые занимаются правильным и нужным делом под названием «ручное управление управлением миграционными потоками». Это, повторю, сегодня, в современной Беларуси.
Всем нормальным посетителям, и в первую очередь своим показывают то как было на самом деле. Не только показывают, делают экскурсии «с погружением в эпоху». Детей наряжают в костюм и реконструкцию отдельных событий организуют.
Туристам из-за поребрика глаголют «русскоязычную версию». Что логично и исторически выверено. Как говориться, «улыбаемся и машем».
Источник