Наверняка поклонники фотоискусства уже успели соскучиться по Фотобиеннале! С 1996 года это грандиозное мероприятие проводится раз в два года на лучших выставочных площадках Москвы, среди которых - Мультимедиа Арт Музей, «Манеж», РАХ, Институт Сервантеса и т.д. Темой этого года является… «Путешествие». Всего в программе «Месяца фотографии» (который продлится почти три месяца!) заявлено около 70 мероприятий: выставки работ российских и зарубежных фотографов, лекции, видеопоказы и мастер-классы.
В этом году Фотобиеннале началось на главной площадке мероприятия, в Мультимедиа Арт Музее, выставками трех именитых фотохудожников. Известный британский фотожурналист Мартин Парр представлен своей нашумевшей серией «Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона 1983-1985», посвященной отдыху представителей среднего класса в Нью-Брайтоне (штат Миннесота). В свое время его сильно критиковали за излишнее правдоподобие снимков, демонстрирующих неприглядную действительность - собак, жадно глотающих объедки пищи, перемазанных мороженым детей и грузные обнаженные тела на пляже.
Мартин Парр «Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона 1983-1985» © Martin Parr
Серия работ «Художник с плохой камерой» чешского фотографа Мирослава Тихого - это своеобразная ода женской красоте. Начав свою карьеру в 50-е годы как художник-сезаннист, в 70-е годы Тихий занялся фотографией. Он сам мастерил свои фотоаппараты и снимал исподтишка, как вуайерист, а его героини зачастую обнаженные женщины, так как многие снимки художник делал на пляже и в бассейне. Наконец, американец Ли Фридландер, взяв на прокат автомобиль, за 12 лет объездил всю Америку и сделал серию снимков «Америка. Взгляд из машины». Он фотографировал все, что встречал на своем пути, и так, чтобы в кадр попадали детали автомобиля и отражение в зеркале. Его нетрадиционный подход нарушал все профессиональные истины фотоискусства, однако в этом и состоит оригинальность его работ.
Ли Фридландер «Монтана» (2008) Мирослав Тихий, без названия (1960-80-е)
Из «Америка. Взгляд из машины» © Lee Friedlander, © Foundation Tichý Ocean
Fraenkel Gallery, San Francisco
В апреле в Мультимедиа Арт Музее была представлена легендарная серия «Нью-Йорк» Уильяма Кляйна. Эти снимки, на которых изображены типичные нью-йоркцы - нервные и уставшие горожане и дети из бедных кварталов, не были оценены по достоинству соотечественниками Кляйна. Зато «Нью-Йорк» с радостью приняли за рубежом, благодаря чему о Кляйне заговорили как о новом классике.
Уильям Кляйн «Оружие 2» (1954) © William Klein
Среди французских фотографов, представивших свои работы на Московской биеннале, назовем Сару Мун. Ее серия «Черная шапочка» не что иное, как переосмысление «Красной шапочки» Шарля Перро в черно-белых тонах с сильным влиянием сюрреализма.
Сара Мун «Морган» (1983) © Sarah Moon
В конце апреля ценителей фотоискусства ждут работы классика советской фотографии и одного из основателей советского фоторепортажа Аркадия Шайхета. С 1924 года он снимал для таких журналов как «Огонек», «Наши достижения», «СССР на стройке», создав тем самым фотолетопись первых пятилеток. А во время Великой Отечественной войны Шайхет был фронтовым фотографом под Москвой, Сталинградом, на Курской Дуге, под Берлином.
Аркадий Шайхет, «Ручное ковроткачество, колхоз «Большевик»
Кабарда (1930) © Аркадий Шайхет
В Фотобиеннале принимают участие и современные российские фотохудожники. Например, в Московском музее современного искусства уже сейчас можно увидеть фотографии из нашумевшего проекта Анны Складманн «Маленькие взрослые», посвященного детям «новых русских». Герои снимков - дети 6-12 лет известных и влиятельных людей России. Внимание привлекает необычная серьезность детских лиц в обстановке абсолютной уверенности в завтрашнем дне.
Кроме того, в этом году на Фотобиеннале, помимо выставок известных фотографов, будут также показаны фильмы режиссеров Александра Сокурова, Вима Вендерса и серия документальных фильмов об Ингмаре Бергмане.
До 27 мая 2012 года
Москва
Источник:
tete-a-tete-magazine.frМария Селезнева
Читайте также: