Что думали обычные немцы, чьи дома были рядом с концлагерями?

Oct 09, 2015 20:58

Sergey Soloviov
к.филос.н., доцент МГППУ, главный редактор журнала «Скепсис», автор курса по истории фашизма.

Один из выживших узников нацистских лагерей сказал: «Немцы знали достаточно, чтобы не хотеть знать больше».

Жители видели многое или почти все. Некоторые работали на лагерных предприятиях и пользовались трудом заключенных в качестве прислуги, другие - в организациях, которые находились рядом с местом заключения «рабов лагерей». Немцы не могли не замечать, что еврейское население городов загоняли в гетто, а потом они исчезали. Советские военнопленные и остарбайтеры (угнанные в Германию на работы жители Восточной Европы, прежде всего из оккупированных районов СССР и Польши) были истощены и измучены. Крупные лагеря смерти (Освенцим, Майданек, Треблинка и т.д.) находились на территории Польши, чтобы лишний раз «не травмировать» немецкое население.

Немцы думали, что «фюреру виднее», в концлагерях находятся «враги немецкого народа», евреи, военнопленные и «большевики», которые сами виноваты в том, что с ними происходит. Нацистская пропаганда довольно успешно создала образ противников и жертв нацизма как «нелюдей», которые недостойны даже жалости. И это отношение к жертвам оказалось в Германии более живучим, чем сам нацизм.

Mark Novikov
Не знаю про немцев, но расскажу вам про поляков, если захотите, аналогию провести можно.

Так случилось, что я объездил все "лагеря смерти" и многие концлагеря на территории Польши. Один из них находился на окраине города Люблин. Как вы понимаете, как правило, лагерь выносили за город, но конкретно этот примыкал забором к жилым домам на окраинах. Это был "лагерь смерти", то есть туда сгоняли людей только для одной цели. Там не было ни заводов, ни фабрик, ни мастерских доя нужд Рейха,- только камеры с газом и печи. Евреев свозили тысячами. Сейчас там находится музей, в котором я увидел документ, о котором хочу вам рассказать.

Коллективное письмо жителей Люблина - поляков, с просьбой "сделать трубы печей крематориев выше, потому что пепел от сгоревших людей оседает на их белых простынях" (цитата, не дословная, насколько я запомнил, но за посыл я ручаюсь). Под письмом много подписей обычных мещан.

Александр Туров
Историк, журналист, издатель

Многие правда не знали. Ведь не знать того, чего знать не хочешь (или не велено), очень просто на самом деле. Есть замечательная книжка немецкого историка и социолога Лутца Нитхаммера "Вопросы к немецкой памяти" (она издана и по-русски). Это глубинные интервью с разными людьми, пережившими нацизм и войну плюс выводы из этих рассказов. Там есть, например, такие воспоминания молодого парня, призванного в армию в 1943 году. Он служил практически прямо в Бухенвальде, для него увиденное было потрясением:

"В 1943 году, 15 марта, я стал солдатом… И сначала я попал в Веймар-Бухенвальдский запасный танковый полк… И там я получил первый удар по носу. Если вы эти фотографии видали… [Интервьюер переспрашивает] Ну, мы могли, например, когда на крыше казармы сидели, заглядывать в каменоломню. И известно ведь, как там люди, они ведь должны были там… 50 человек, скажем, впряжены в повозку, и тащить вверх на гору. А справа и слева ходили надсмотрщики и дубасили по ним.

И.: И какое впечатление это на вас произвело?

Потрясение, потрясение.

И.: Я действительно не хочу вас…

Нет-нет. «С точки зрения того времени», «не думали» - ну-ну… Для меня в тот момент точно мир рухнул. Я ведь тогда, понимаете, мы ведь честно тогда… Не знаю, как вам сказать. Это ж на самом деле. Это было потрясение. Хотя пытались нам, естественно, разъяснить, что это недочеловеки, русские военнопленные, евреи и кто его знает, кого они там еще нагнали. Но было опять-таки это первое столкновение с реальностью нацизма, и это было для меня потрясением, я был в полном смятении [долгая пауза]. Я должен сказать, я потом через это, конечно, перешагнул, так, и [вздыхает] через это потом перешагивали. Меня потом в Россию послали.

И.: И сколько же вы пробыли в Бухенвальде?

Ну, я был там, наверное, месяца три. Но тут я должен сказать, мы были не в самом концлагере, а в казармах. А казармы стояли в принципе за пределами концлагеря, но можно было, значит. И там ходили, естественно, люди, и они ж должны были, если лагерник приходил и если я, молодой пимпф, шел мимо, то они должны были, он должен был шапку сдергивать. Так я никогда не смотрел в ту сторону. Я всегда - в другую. Это представить себе невозможно. [Пауза.] Например, парикмахеры или кто еще, которые нас там стригли, да? [Пауза.] Так с этими людьми тоже не разговаривали. Сегодня я тоже могу понять: для тех людей было слишком опасно с нами разговаривать. Ведь мы по дурости своей еще заложили бы их".

Виталий Гробштейн
Инженер, пенсионер

А что думали обычные русские, чьи дома были рядом с объектами ГУЛАГ-а, чьи друзья, родственники, сослуживцы вдруг становились "врагами народа"?

Многие верили, что в лагерях преступники, отщепенцы, получившие по заслугам. Многие старались не думать, не замечать, не слышать: если вождь решил, что ради великой цели так надо, так и должно быть. Некоторые все понимали, но молчали, боясь за себя, за семью. К другим понимание приходило медленно и мучительно...

Не думаю, что немцы в этом отношении чем-то отличаются от русских.

Varvara Feoktistova
Мелкобиолог. Ученый сотрудник.

Действительно, немцев, помогавших бежавшим узникам концлагерей или евреям, было немного. А сколько советских людей помогали бежавшим узникам ГУЛАГа? И сейчас, очень много людей гордящихся Сталиным, если их расспросить подробно, то он скажут, что единственной ошибкой Сталина было, то что очень мало убивали - если бы убивали больше, то не было бы Горбачёва, Ельцина, Новодворской и прочих инакомыслящих. Сталинской большевизм - это нормальное мировоззрение. Сталин второй по популярности, после Путина. Люди мечтают возродить сталинской СССР.

Jegor Zaika
Фотограф

Работая над серией фотографий, в попытках найти ответ на этот вопрос, мне удалось посетить более десятка бывших концентрационных лагерей и лагерей смерти. Известные нам лагеря на территории Германии (а это помимо широко известных Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальда - еще сотни, если не тысячи, лагерей-спутников) были созданы в 30-е годы, за долго до начала массовых убийств, и были преимущественно трудовыми лагерями. В начале многие узники даже выходили на свободу после года или двух заключения. Соответственно, у людей, живших по соседству (как около лагеря Заксенхаузен, который был расположен непосредственно в окружении жилых домов) все происходящее вряд-ли вызывало особое беспокойство. Ведь до начала массовых убийств пройдет еще много лет. Со временем это соседство становилось привычным.

В то же время лагеря смерти - места где произошло подавляющее большинство массовых убийств - начали появляться гораздо позже и располагались за пределами Германии. Многие, среди которых Собибор и Треблинка, строились исключительно как лагеря для уничтожения людей в рамках «Операции Рейнхардт» - “окончательного решения еврейского вопроса” - и располагались в глухих лесах, далеко от крупных населенных пунктов. Побегов практически не было (кроме известного побега из Собибора) - информация о происходящем тщательно скрывалась. Например, после побега из Собибора “лагерь был закрыт и стёрт с лица земли. На его месте немцы вспахали землю, засадили её капустой и картофелем”. Практически все беглецы позже были схвачены и убиты - до окончания войны дожили единицы.

Как следствие, информация о происходящем в лагерях распространялась с трудом, с большим запозданием. Многие, узнавая о том, что там происходит, по-просту отказывались верить услышанному.

Основные свидетельства - документальные фотографии и киносъемки сделанные освободителями - стали доступны только после окончания войны.

Кстати помощник коменданта лагеря Треблинка Курт Франц создал фотоальбом о проведенных им днях в Треблинке и назвал его «Чудесные времена» - альбом был обнаружен немецкими властями в его квартире, когда он был арестован в начале 1960-х гг. На этих фотографиях помимо экскаватора, копающего рвы для массовых захоронений, есть как фотографии его собаки - Барри, так и портеры самого “автора” на фоне небольшого зоопарка, построенного в лагере. Эти фотографии дают общее представление об отношении участников тех событий к происходившему.

Valentyn Derkach
IT

Есть еще такой важный фактор, что немцы не воспринимали войну и все сопутствующие ей события как некое зло. В их картине мира они оборонялись от врагов окруживших Германию со всех сторон. Об этом недавно была заметка в the Economist. Собственно нечто похожее сейчас происходит в стране которая была страной-победительницей в той войне. Та же самая идея о том что вокруг враги доводит население до такого состояния, что нормой являются призывы нападать на страну-соседку и буквально уничтожать ее население. Мне кажется природа этих явлений абсолютно идентична.

Ruslan Khalilov
Пользователь TheQuestion

Нельзя дать однозначный ответ. Немцы такие же люди как и все остальные. Кто то был подвержен пропаганде и одобрял . Кто то занимал нейтральную позицию.Кто то в душе крайне отрицательно относился ко всему этому , но никак не проявлял этого негатива (в целях безопасности). Кто то прятал у себя беглых евреев , пленных и т.д. (хотя таких были единицы ) .

Ksenia Erdman
Pr

Посмотрите кино "Наступит ночь" (Night will fall)- это документальные хроники с освобождения нацистских лагерей, где есть кадры, когда немцев- жителей соседних городов- буквально сильно заводят внутрь и демонстрируют ужасы, которые творилось "за оградой".

Aleksandr Grushevoy
IT инженер

Есть прекрасно-ужасный фильм по этой теме. Называется "Мальчик в полосатой пижаме" (The Boy in the Striped Pyjamas). Он хоть и художественный, но очень живо показывает отношение семьи начальника лагеря смерти к происходящему.

Фильм очень тяжелый. Не рекомендую очень впечатлительным.

Великая Отечественная война, Террор

Previous post Next post
Up