Страсти по рогоносцам

Apr 06, 2012 10:35

Из-за носорожьего рога, который на черном рынке ценится не меньше золота или кокаина, идет ожесточенная война между браконьерами и теми, кто стоит на страже закона.


ЮАР, провинция Квазулу-Наталь. Самка белого носорога (слева) пасется в компании самца, к которому присоединилась после нападения браконьеров. Браконьеры, сидевшие в вертолете, выстрелили в нее и ее месячного детеныша ампулами со снотворным, после чего отпилили ее рога бензопилой. Егеря обнаружили ее через неделю - она искала своего детеныша, который умер, вероятно, от голода и обезвоживания.



Ружейный выстрел прокатился по темнеющему лесу, когда Дамьен Мандер уже вернулся в лагерь после долгого дня. Весь день он обучал егерей-новобранцев из охотничьего заказника Накаванго на западе Зимбабве. Звук выстрела сразу заставил Дамьена вспомнить о Басте, беременной самке черного носорога, и ее двухлетнем детеныше. В тот день один из его егерей заметил человеческие следы, ведшие в том же направлении, что и следы носорогов...

Найти и уничтожить. Мандер, бывший снайпер австралийского спецназа, чье мускулистое тело украшено внушительной коллекцией татуировок и даже пересекающей всю грудь надписью из готических букв - «Найти и уничтожить», стал крутить головой, пытаясь уяснить, откуда донесся выстрел, потом ткнул пальцем в темноту: «Там, у восточной границы. Похоже, винтовка калибра 5,56». Привычка по звуку определять место, где стреляли, и калибр оружия осталась у Дамьена после двенадцати командировок в Ирак. Похватав ружья, рации и аптечки, он и его егеря втиснулись в два «ленд-крузера» и ринулись во тьму ночи, надеясь отрезать охотнику путь к отступлению. Стекла они опустили, чтобы не прозевать второй выстрел, который, скорее всего, означал бы, что детеныш тоже погиб.

С 2006 года жертвами необъявленной войны пало более тысячи черных и белых носорогов.

Условия для браконьеров в ту ночь были идеальные: луна на ущербе, ветер стих. У Дамьена не шли из головы те зловещие человеческие следы: банды браконьеров нередко нанимают следопытов, которые наблюдают перемещения носорогов до сумерек, а затем по рации сообщают об их местонахождении человеку, вооруженному мощной винтовкой. После того как убитый носорог падает, два рога, украшающих его морду, срезают за считанные минуты, а массивную тушу оставляют на съедение гиенам и стервятникам. Рога почти всегда уходят в Азию; особо предприимчивые браконьеры готовы вырезать плод Басты и глаза у нее и ее детеныша, чтобы продать колдунам или знахарям мути. Если банда хорошо организована, ее отход может прикрывать группа вооруженных людей, готовых напасть на егерей из засады.

Пока «ленд-крузер» трясся по изрытой колеями дороге, Дамьен быстро прикинул: в его машинах лежали два старых ружья с дюжиной патронов, так что, судя по звуку выстрела, у браконьеров был перевес в огневой мощи. Если бы егеря решили преследовать их пешком, им пришлось бы иметь дело с львами, леопардами и гиенами, вышедшими в ночи на охоту.

На заднем сидении одного из «ленд-крузеров» сидел зимбабвиец Бензене, егерь, который почти целый год присматривал за Бастой и ее детенышем. Он зарядил свое ружье тремя патронами, щелкнул предохранителем и дослал патрон в патронник со словами: «Лучше браконьерам встретиться со львом, чем с нами».

Такие ночи не редкость на фронте жестокой и мрачной войны за исчезающие виды носорогов, разразившейся на юге Африки.

С 2006 года жертвами необъявленной войны пало более тысячи черных и белых носорогов; было убито два десятка браконьеров, множество арестовано - только в ЮАР в прошлом году за решеткой оказалось свыше двухсот человек. Люди и звери гибнут за носорожий рог, который пользуется спросом у восточных знахарей. Цены на рог на черном рынке могут сильно разниться, но, по данным за прошлую осень, полученным от вьетнамских торговцев, они колебались от 33 до 133 долларов за грамм - последняя цифра вдвое превышает цену золота.



Черный носорог, которому завязали глаза и ввели транквилизатор, отправляется в десятиминутный полет на вертолете к грузовику, который отвезет его из Восточной Капской провинции за полторы тысячи километров в район, где ему не грозит уничтожение. Такие подъемники созданы специально для программы перемещения черных носорогов, чтобы можно было, не повредив животное, вывезти его из труднодоступного места.



Егеря из заповедника Саве-Вэлли (Зимбабве) обнаружили этого самца черного носорога в ужасном состоянии: браконьеры несколько раз выстрелили в него и отпилили оба рога. Ветеринарам пришлось усыпить гиганта, потому что раздробленное плечо не могло выдерживать его вес. За последние шесть лет браконьеры убили в Африке более тысячи носорогов ради рогов, которые нелегально уходят в Азию - якобы как ценное лекарство.
Полный текст статьи
Текст: Питер Гуин Фотографии: Брент Стиртон

Живая природа, Жестокая реальность, Африка

Previous post Next post
Up