Вена: сновидения Фрейда

Sep 01, 2009 19:58



фото А. Левичевой

и немного здесь

http://foto.mail.ru/mail/brelsv/1308/1318.html

1.
Вена похожа на Москву варварством бесконечной перекройки исторических кварталов. Поэтому её нельзя не полюбить (ведь израненную, добиваемую Москву - любишь). Вена при этом ещё и чужая, холодная, с набором зданий-подражаний, с симметрией поздней имперской застройки, с торжеством проклятого SHTRABAKа, разворотившего все, от площадей до фонтанов.
Но она поражает и запоминается, ведь та масса усилий, затраченных на все эти дворцы и соборы, фонтаны и ограды в конечно счёте не может не заинтересовать.
В венском хостеле нас застала настоящая гроза Джорджоне, которую мы спустя пару дней лицезрели в миниатюре венецианской Галерее Академии. Сначала позвонила Вика из Праги и сказала, что у них страшный ураган. В это время мы уже вернулись в номер, сполна натопавшись по городу. Лишь легкая смутность блуждала на севере, над крышами венских предместий, хорошо видных с холма, на котором громоздилось здание хостела. И вот спустя какой-нибудь час со стороны Чехии нагрянул такой шторм, что мигом окунул небо и землю в непроглядную черноту, а потом не менее прытко порезал её молниями на громадные ломти первобытного хаоса.
Порыв урагана выворотил с аппетитным хрустом дерево перед гостиницей, а вскоре ливень пробился через хлипкие оконные переплеты и балконные двери и залил водой все лестницы. Протекают несчастные хостелы только так! Мы открыли окно и высовывались наружу восторженно, в то время как молнии продолжали резать небо вдоль и поперек. Нам предстояла Венеция, и терять было нечего.

2.
А в первый вечер, промахнувшись мимо хостела и вылетев на ужасный - без поворотов автобан, ведущий на Запад, мы, уже вымотанные, притащились к Сцессиону (одному из самых необычных задний в мире, которое мне довелось повидать) и потом глотали тайскую еду на Naschmarkt, запивая белым вином и пивом. Я заказал нечто вроде жареных ломтиков пальмы с рисом и был почти счастлив.
В Вене мы не нашли ни настоящего центра, ни уверенной опоры для взгляда, точки обзора. Глаз все время упирался в соты жуткого новодела, нога спотыкалась об ограду очередного ремонта. Напротив серого, покрытого плесенью, пылью и намордниками фальшфасадов собора Святого Стефана на нас глянуло нечто авангардное, что австрийцы уже успели включить в учебники, тогда как в Москве бы честно заклеймили как коммерческую парашу.
На утро второго дня (собственно единственного целого дня, проведенного в столице Австрии, дня, под вечер которого и разразилась гроза) мы перво-наперво оказались на лестнице дома Фрейда (в саму квартиру там и не пошли). И эта старая лестница оставила больший след, чем вся смешная площадь-учебник с её зданиями-муляжами - псевдоготической ратушей и парламентом-парфеноном. Тут, кажется, растворились сновидения Фрейда, впечатались в ступени шаги его пациентов, бродит воздух фантазий, разложенных на простые формулы детских страхов и женской истерии. Вену надо анализировать, как старик Зигмунд анализировал комплекс кастрации у почтенных клиентов. Тогда в ней находится внезапный смак.
Так впечатлил под конец этого длиннейшего дня пышный фасад кафе Central, где заседали большевики, готовя за германским штруделем и кофейком ужасы матушке России. Тут тоже промелькнуло какое-то троцкистское сновидение, чтобы угаснуть перед воротами их бесформенного Хофбурга (архитектурного гамбургера).
Как всегда, когда отпущено полдня или сутки на столь именитую столицу, хватаешь всё жадно, воспринимаешь обостренно. Фонтан возле Оперы, где Алина и Настя мочили ножки (повторив потом это дело в других водоемах Вены). Страшных чудищ, поражаемых Веной-владычицей морей на круглой площади Михаэльплатц. Обожжённую сосиску уличном киоске, где, по заверениям путеводителя «Афиши», перекусывают венцы. Нелепо выряженных актеров в площадном театре. Пьяную, настоящую «московскую» драку в метро. Жуликоватого официанта в кафе Историко-художественного музея (музей - и здание, и живопись - отдельная история, особая страна в государстве-Вене). Пение под гитару в одном из готических храмов. Распятого Иисуса с и по-настоящему растущей бородой в Святом Стефане. Вонючих бомжей, плещущихся возле странной Карлскирхе. Кривоплечего Лессинга на площади бывшего еврейского гетто, жителей которого добрые австрийцы в Средние века в одночасье спалили на костре. Да кучу еще всего. Чего вроде бы за день не углядишь.
И на обратном пути из Италии - кусочек пригорода с толстыми тетками-велосипедистками (похоже тамошний Мак-Дональдс имеет успех).
В общем, я рад, что Вена оказалась в моей копилке. И конечно, этот орешек, эту мега-столицу бывшей империи я пока не раскусил.

Фрейд, архитектурное наследие, Вена, Австрия

Previous post Next post
Up