Островский, Фоменко, Цыганов

Mar 11, 2009 14:20



Для тех, кто до сих пор думает, что Евгений Цыганов - сладкий мальчик из полавторского - полупопсового кинца, советую посмотреть «Бесприданницу» в постановке Петра Фоменко на новой сцене его «Мастерской». http://fomenko.theatre.ru/performance/bespridannitsa/

Феномен Фоменко, над которым я размышляю почти десятилетие - впервые мы с женой сходили на его спектакль в конце 1999 года - прост. Оказывается, классику не надо приспосабливать под нужды современности. Не нужно фанфар и динамиков, как в «Ленкоме», чтобы понять гениальность Достоевского, Толстого, Гоголя и Островского. Нужно просто внимательно, медленно читать текст классика, слово за словом, нарочито замедленно, делая паузы и расставляя акценты строго по написанному. И тогда все вылезает на поверхность. Тогда выясняется, что актуальная «Бесприданница», как ее преподнес Эльдар Рязанов на экране - это не пародия на индийские мелодрамы (сию тайну открыл нам на ВКСР киновед Е. Марголит). Не крупная слащавая слеза-брильянт в глазу красивой, или «красивенькой» актрисы. Утонченно-совершенную Полину Агурееву, в общем, и красивой не назовешь в том состоянии измученности, опустошенности, падения, которое она играет. Ей можно лишь сострадать, наблюдая, как этим телом и - главным образом - душой - три часа к ряду торгуют, торгуют, торгуют… А если пойти за метафорой, то - насилуют, насилуют, насилуют. Каким этот грязный торг казался абстрактным в 80-е советские, когда еще далеко не все продавалось и уж точно не продавалось с таким разнузданным цинизмом, как сегодня. Напротив, до чего же знаком он в наши дни, в той омерзительной рыночной жиже, которую мы сами развели в собственной стране.

Но вот чего я не ожидал, особенно после слюней и соплей Мягкова, так это цыгановского Карандышева! Вот это Юлий Капитоныч, вот это маленький человек! Если мощь Михалкова все сметала на своем пути, то у Фоменко все ровно наоборот. Наверное, даже можно сказать, что Паратов (Илья Любимов) тут совсем не задался. Мелковатый, пошлый, по чести и купиться тут не на что. Но по мне этот локальный  провал не сделал целое слабее, ведь в центре оказалось то, что - актуальнее некуда… Бунт оскорбленного рядового «смерда», которого нынешние толстосумы поливают почти двадцать лет. Все эти купчики, набившие карманы на откупах, на сомнительных сделках, все эти советские дедки, приватизировавшие целые отрасли, и вся эта золотая молодежь, топ-менеджеровский букет любителей французского шампанского и трюфелей. Которые совсем из Островского, разве что Клико сосут не из чайников, ведь им в отличие от купцов XIX века, стесняться некого и нечего. Да и купеческое слово нынешние уже не держат…

Цыганов - Карандышев это ядерный взрыв ненависти. Эти гордыня взбесившейся честности (увы, не чести!). Это тот тротил, что скоро разнесет в клочки весь наш подпорченный кризисом бомонд. И ведь его начинаешь понимать и уважать - что самое страшное, хотя он единственный из всей драмы главный грешник, ибо убийца и душегуб.Да, Карандышев - злодей. Он добивается Ларисы не столько из любви, сколько из попытки излечить оскорбленное самолюбие. Но у Цыганова «молодой человек, небогатый чиновник» обладает впрямь и характером, и силой, и волей к прощению. На фоне прочих персонажей драмы, занятых лишь удовлетворением низменных инстинктов, к нему проникаешься не просто сочувствием, но даже, в какой-то момент, уважением. Если бы не желание утвердиться в том же обществе, от которого Лариса с самого начала предлагает жениху немедленно бежать! Но оно-то и губит Карандышева, как губит многих нынешних, далеко не худших молодых людей с умом и амбициями.

Но не на секунду не забудем, кто ведет к пропасти карандышевых и огудаловых.   Жирные твари с толстыми кошельками, держатели вилл и счетов в швейцарских банках, посетители столичных рестораций и вершители «судеб», это вы заставили обезумевшего юношу взять в руки ствол. Но помните: сегодня пуля поразит запутавшуюся девушку, завтра - в клочья разнесет ваш сальный мешок, утопивший бывшее человеческое сердце.

Впрочем, мудрец Фоменко не толкает к подобным плакатным истинам на прямую. Его Мокий Парменыч Кнуров (невероятный Алексей Клобуков!) застенчив, совестлив. Все-то запинается, словно смущаясь своих бесовских желаний. Всю дорогу охает да переживает за Ларису. Но при этом терпеливо ждет, когда та приблизится к бездне. Ведь можно толкнуть, а можно - не остановить. Разве не ему, человеку в летах и с «громадным состоянием» предупредить кошмар? Но слишком уж заманчива перспектива увезти провинциальную звездочку в Париж, прибрать к рукам… «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит…». Переходит, Мокий Парменыч! Из эпохи в эпоху, из уст в уста. И вдрызг разносит вашу идеологию, проступающую сквозь «отеческую» совестливость и «интеллигентность». (Вообще, интеллигентность торгаша - особый окюморон «Бесприданницы», хотя в целом у Островского, конечно, далеко не все торгаши - отпетые мерзавцы).

Классика не лжёт. Надо просто открыть и перечитать, не испугавшись собственной реакции на правду. Пока у нас есть Петр Наумович Фоменко и его театр, я не волнуюсь за слово не перевранной правды. А такое слово способно очистить любые авгиевы конюшни.   

Мастерская Петра Фоменко, театр

Previous post Next post
Up