Актуальные и поражающие "Казаки" Толстого

May 12, 2022 11:49


Дочитал "Казаков". Перечитал, но как впервые, не помнил абсолютно ничего. И повод был формальный - занятие с ученицей. Но конечно, если бы школьники прочитали одну эту вещь вместо непрочитанных томов "Войны и мира" - уже было бы прекрасно.
Впрочем, я сам до конца осознал всё, что там сказано, лишь сейчас.
Гениальность Толстого разит подобно пуле. Он и сам описывает выстрелы и гибель от них людей не раз. В том числе здесь меткий выстрел казака в горца является центром всего произведения.
Более яркой и убийственной - именно так! - сцены невозможно найти даже в "Войне...". Если только смерть от той же пули Пети Ростова, который, уже мертвый, ещё находится в седле, по инерции несомый на француза своей лошадью.
В "Казаках" даже не описание подготовки в выстрелу (можно было смело взять это название у Пушкина), и сама стрельба по живой мишени являются главными. Еще невероятней описание того, как молодой казак разглядывает труп убитого им абрека, сидя рядом с ним, любуясь его красотой и наслаждаясь своей удачей.
Все это нельзя пересказать, я просто описываю свои впечатления, потому что сами эти впечатления настолько ярки, что никакая картина или кино не заменят их. Это то самое, за что пытаешься биться в школе во времена, когда деятельность мозга твоих учеников все более переключается на получение визуального кайфа. А бьюсь я за простую вещь: доказать, что то удовольствие, которое получает мозг, во много раз выше, если в нем развиты рецепторы, способные переварить слова в собственные картинки (с биологической точки зрения, вероятно, пишу ересь, но смысл должен быть понятен).
В "Казаках" Толстой проявляется весь, потому что любой образ там - цветущих садов, жадных и тайных поцелуев офицера и казачки, пьяной гулянки в хате, охоты (охотник Толстой превзошел охотника Тургенева), и - возвращаясь к теме - войны, убийства.
Толстой делает смерть главной темой своих книг, но убийство на войне, убийство как часть человеческой охоты для него одно из самых главных достижений.
В "Казаках" еще совсем нет морализаторства - убийство плохо, надо его прекратить (но невозможно). Здесь убийство настолько биологически, психологически, культурно достоверно и - прекрасно! - о ужас! - что сердце читателя замирает и уже не может отойти от смеси восторга и ужаса.
Но как же так? А как же Достоевский? Его "это я не старуху убил, это я себя убил?"
А никак! Толстой превзошел Федора Михайловича.
Потому что, отбросив мораль, он в изображении убийства лишь показал самую крайнюю грань самой смерти - всегда неизбежной в мире. Он действовал как исследователь и художник, а не врач и проповедник.
Да, прекрасный абрек с раскрашенной бородой и ногтями (вы слышали о таких культурных деталях?), лежащий перед удачливым казаком, всего лишь труп. Но он и результат доброй охоты, на которую уже не способен изломанный рефлексией герой - дворянин Оленин. Оленин, который уже не может вот так же просто убить врага, не может и добиться любви прекрасной казачки, в которой находит смысл своего существования.
А бесшабашный казак, легко переходящий от войны к воровству и пьянкам, также легко принимает пулю от брата убитого им противника и так же яростно и шально срывает плоды страсти.
Кто не убивал, тот и не любил - вот вывод, который напрашивается в одной из лучших, непревзойденных и невероятно актуальных вещей графа Толстого.



война, любовь, Лев Толстой, проза, Кавказ, Тургенев, убийство, литература, ученики, Россия, школа, Иван Тургенев, Казаки, дворянин, Ф. Достоевский, дворяне, казак, смерть

Previous post Next post
Up