Совершенно пресловутое, почти неуловимое понятие о счастье. Оно нас преследует с детства, постоянно витает в сознании, опираясь на сомнительную концепцию земного блаженства. В общем, это краткий отпечаток нашего личного ощущения радости на той или иной момент жизни. Характеристики понятия «радость» тоже у всех разные.
Радость это, конечно, вкусная еда, секс, теплое море и пляж (для нас, северян), выходной день (когда работы очень много). Для чуть более продвинутой психики - поездка в город, о котором давно мечтал, поход в музей, чтение книги, музыка, стихотворение. Для продвинутой психики вкупе с амбициями - успех у публики, восхищение тобой друзей, родителей, любимого человека. У условного «верующего» радость - причастие, Пасха… У верующего «продвинутого» - особый контакт с Богом, экстатическое состояние, или - доброе дело, которое удалось сделать.
Что ещё? Часто ожидаемая радость приходит намного позже, чем представлялось.
Первый приезд в Париж и первая прогулка у меня выдались совсем не такими, как представлял. Потому что банально хотелось в туалет, в бары заходить стеснялся, а общественный нашел, пройдя уже половину города. И вот уже не то ощущение. И вот вдруг, уже какой-то девятый визит, когда особой радости даже и не ждал, был один, думал, что заскучаю, - наступил такой кайф, такой экстаз, мурашки по коже… Не один, а три дня счастья - полнейшего, невероятного. И даже когда два упитанных негра залезли в карман и уже почти утащили кредитку - всё равно не обломали удовольствия.
Первый Питер - тогда Ленинград - в жестоком январе 1987 года - почти одно сплошное ощущение холода. И ещё одиночества - потому что тусовка у меня тогда была странная. А потом этот город стал почти одним большим, пронизывающим тебя ощущением неземного, непрекращающегося полёта. Звёзд, иной галактики.
И с сексом - такая же история. «Первый раз» и вообще весь первый роман - в никуда. Даже небольшую вещицу об этом решил написать. Потом - многоточие. Посты мои - дети читают.
Первый тираж своей первой книги забирал из типографии, ухитрившись перед этим страшно разругаться с женой. И опять всё счастье - насмарку. А вот посиделки в ныне закрытой кафешке после презентации второй книги прекрасно помню.
И, наверное писал уже об этом, - сумасшедшее чувство того, что ты создал нечто удачное, - совсем недавно, когда абсолютно незнакомый человек, филолог из Авиньона, прислал по электронной почте вопрос: можно ли перевести и опубликовать моё стихотворение о Жанне Д'Арк во Франции. А через год - посылка с книгой.
В общем, надо ловить моменты. И складывать их в тот ящичек сознания, который ты сможешь открыть, когда всё кажется беспросветным. О музыке, которая всегда с тобой как форма чистого наслаждения, писал выше. Может, однажды приду и к другим открытиям.
А как - у вас?