"Истина" Анри Клузо - забытый фильм о правде

Jul 11, 2020 23:31



Хочу поделиться потрясением от очередного старого, черно-белого и потому большинству зрителей не интересного фильма - «Истина» (La vérité) Анри Клузо.
Сразу подчеркну одну важную для меня с профессиональной точки зрения деталь - у картины (не голливудской!) шесть сценаристов, включая режиссера и его жену, Веру Клузо, дочь бразильского писателя и конгрессмена, оказывается, умершую в год выхода фильма.
Теперь каюсь: до сих пор я считал лучшей работой Бриджит Бардо постмодернистскую работу Годара «Презрение» (Le Mépris). Но в «Истине» актриса не только лежит обнаженной и имитирует одновременно танец и мастурбацию, но и становится центром мощнейшей социальной драмы, вырастающей до настоящего морального апокалипсиса.
И вот тут с Бардо происходит двойной парадокс.
Сюжет банально-обманчив - суд присяжных разбирает дело молодой женщины, убившей бывшего любовника, который её покинул. Сначала нам кажется, что она «сама хороша», потом мы начинаем понимать, что спровоцировал убийство эгоизм любовника, и только в финале раскрывается бездна - но только в случае, если вы читали «текст» фильма внимательно и беспристрастно.
Парадокс же в том, что без голой Бриджит с её фирменной попкой и глазами то ли девушки, то ли дикой нимфы, была бы не трагедия, а обычная нудятина про соблазненную и покинутую. Но второй - в том, что из-за образа шальной девушки, не подчиняющейся правилам, можно отвлечься трагедии, которую эта девушка передает на уровне Федры или Медеи.
В этой великой работе, построенной как нарезка блистательных диалогов в суде и кусочков истории любви бунтарки Доменик и музыканта Жильбера, самая страдающая сущность - Истина. И шесть сценаристов смогли написать историю так, что Бардо стала воплощением «голой истины» без всяких приколов и глупых шуточек - хотя шуток и блистательного юмора - море.
Да, в фильме есть смерти, есть разрушенные судьбы, есть равнодушные дельцы от правосудия, есть алчные до сенсаций журналисты. Но только через эту череду выкрутасов, которые совершают люди сами с собой и с окружающими, мы осознаем, как всякий раз страшно поругание истины. И как сложно увидеть её и назвать по имени, никого не задев и обеспечив алиби всякому ханже и всякой бездушной амёбе, «зато никого не убившей».
Но ни обман, ни измена, ни тем более убийство авторами не будут оправданы, если здесь необходимо «но».
Если вы жаждете истины, посмотрите картину Клузо. И ещё, очень прошу, не говорите мне больше о фильме Н.С. Михалкова - «Двенадцать».
фото https://vodplay.pl/ prawda

кино, Франция, искусство, Анри Клузо, Годар, преступление, суд, Бриджит Бардо, юмор, истина

Previous post Next post
Up