Feb 28, 2020 15:57
Вчера посмотрел спектакль "Золотой маски"-2020 "Тверь - Тверь" в постановке тверского ТЮЗа. Выбор был очень трудным. Описания спектаклей с первых строчек вызывали тошноту. Ощущение, что театр выродился или отборщики жестко навязывают мерзость и глупость. Здесь заинтриговал анонс - текст создан из интервью жителей города, главное - рассказ о себе.
Оказалось чуть менее документально, чем я предполагал, местами не хватало отрепетированности деталей, "киночасть" представления (показанная на экране над сценой) перевесила местами сценическую.
Вместе с тем голос правды, голос человека - одинокий и не одинокий - прозвучал. А еще более важным оказалось предложение остаться и обсудить постановку (она длится около часа, а беседовали еще час).
Все создатели представления сели на сцене, и им задавали вопросы. Режиссер, сценарист, актеры (некоторые из которых играли самих себя и озвучивали свои истории, например, один из самых мощных монологов в финале - молодой красивой актрисы, которой диагностировали рак, и которая смогла собрать деньги на лечение и вернуться к жизни и работе).
Все было в коротком спектакле.
Были монологи о разрушающемся наследии Твери.
Были монологи пенсионеров о понастроенных в городе пустых церквях.
Был рассказ нищенки, смиренно рассказывающей о том, как принимать скорби и утраты.
Был забавный неординарный бомж.
И девушка, которая хотела покинуть Тверь, но так и не решилась бросить все то, что ее там держит.
И был этот прекрасный час после игры, когда каждый играл уже прямо себя, дополняя и поясняя то, что звучало до этого в условном пространстве.
В одной из тверских газет написали, что этот спектакль о маргиналах, тех, кому не нашлось места в нормальной жизни.
Я хотел сказать, но уже не стал, что в таком случае маргиналы - 90 процентов жителей нынешней России. Потому что в немаргинальную жизнь такой, как она выстроена сегодня, вписаться не возможно.
*
А в этот момент первые лица страны и столицы открывали на зачищенном от всего живого клочке Москвы прямо напротив окон моего дома "Остров мечты" - громадный симулякр псевдоруси и псевдоевропы, бетонный замок, нашпигованный бутиками, аттракционами и жральнями. Впереди всех запустили "малоимущих" детей - как красочную подачку лопнувших от алчности принцев лимонов послушным беднякам.
Эти два шоу теперь неразрывно слились в моем сознании - грандиозный спектакль сытых лжецов и камерный рассказ "отверженных".
Вот такая Золотая маска наших дней.
Москва,
"Золотая маска",
Театр,
Тверь