Dec 15, 2019 00:04
Сегодня мы с детьми подробно рассматривали несколько станций столичного метрополитена. Среди них была «Киевская» кольцевая, которой занимался уже Хрущёв, и оформляли которую после большого конкурса сами киевляне. А последней мы на пути сделали «Маяковскую» Душкина и Дейнеки.
Посмотрел и размышляю: как же разительно отличается условно «сталинский» и «хрущёвский» подходы к пластической идеологии!
«Маяковская» это полёт духа. Это преодоление всех законов - в том числе тежеловесной плоти подземелья - устремлённостью к небесам. Это полное отсутствие прославления каких-либо персон и даже класса - есть образы настоящих птиц, стальных птиц - самолётов, есть изящная колхозница на удивительной, парящей над пашней машине среди зрелых колосьев, прыгуны, ныряльщики, волейболисты. Плоды, цветы. Небо в разные моменты суток (цепь мозаик так и названа: одни сутки страны Советов). Можно легко назвать эту станцию «Дети галактики» или «Прометей», и ничего не изменится.
«Киевская» кольцевая это идеология, раздавившая саму себя избытком. Примечательно, что именно на ней было более чем где-либо ещё в нашем метро изображений Сталина, и все, кроме одного, в итоге вычистили по приказу того же заказчика. Но что ещё хуже, заказчик протаскивает в большей мере совсем не социалистическую идеологию (для него это уже набор пустых картинок-штампов), но, прежде всего, местечковую идеологию своей «малой родины». Прикрываясь, разумеется, Ильичом с его цитатой о дружбе двух народов. Если просто пробежаться вдоль изображений, это не понятно, ну штурм Киева во время Отечественной, ну парад на Красной площади, ну революционные войска… Но поглядим внимательно, и уши смешного величия вылезают всюду. Начиная с Тараса Шевченко среди трёх русских демократов и Пушкина, читающего стихи «украинцам», заканчивая дружеской встречей русских шахтеров Урала и русских же - Донецка. Оформлено всё в стиле украинского же барокко, что логично. Но если в русском барокко «Арбатской» ты попадаешь в условный храм Петровского времени и только, и даже удивляешься, насколько это не скрывается и не пугает авторов, то здесь тебя окружает сгущенная атмосфера той, как мы теперь понимаем, абсолютно несостоятельной великой Хохляндии, которая и изначально проявлялась в основном в гиперболе, избытке завитков на иконостасах и сметаны в галушках, и которая здесь может иметь лишь одну подлинную цель - торпедировать советскую Россию, а с ней и весь СССР. Понимал ли это Хрущёв? Да скорее всего нет. Просто он делал то, что велела ему его мелковатая природа, победившая природу первых великанов советской власти.
Наверное, это видно только сейчас, после и на фоне всего происходящего, наверное, я некорректно сравниваю лучшую станцию вообще и одну из ряда не столь шедевральных, но всё же в чём-то интересных.
И все же нет, подлинное произведение не может родиться из глубоко лицемерных замыслов. А лицемерие в том, чтобы в советское единство протащить ряженых панночек и хлопцев. Так, в мозаике «Содружество народов…» русский мальчик - пионер в синей рубашке и с алым галстуком, а рядом украинская дивчина в своих ярких тряпках. И тут поневоле прислушаешься к тем, кто говорит о русском народе - единственном, чья идентичность, по Хрущеву, и именно по нему! должна была покорно стираться на фоне расцветающей идентичности всех прочих «братьев». А это как раз тот путь, на котором социализму приходит конец.
Потому что «сталинизм» Душкиных и Дейнек это совсем иное. Это не торжество русского народа над послушными зверьками с национальных окраин. И уж точно не обратное.
Может быть, то, что мы видим на «Маяковской» - вообще слишком высоко для уровня нашего сегодняшнего падения любой идентичности, в котором мы с западными соседями одновременно братаемся и воюем, а памятники реставрируем и создаём одним способом - мастерком брата-гастарбайтера. Поэтому часто ли мы, проходя по этой станции, шествуем с головой, задранной к потолку?
А оно того стоит…
история,
Россия,
Сталин,
СССР,
Дейнека,
Душкин,
метро,
Москва,
Хрущёв,
архитектура,
мозаика,
Украина