Чехов о жизни рабочего

Jan 29, 2019 23:24


Тем, кто продолжает стойко ностальгировать по светлой жизни в дореволюционной России, рекомендую Антона Павловича. Его очень трудно заподозрить в симпатии к коммунистам, анархистам, вообще каких-либо политических пристрастиях. А вот в художественной точности его образов очень сложно сомневаться.

«...Ставши  рабочим,  я уже видел нашу городскую жизнь только с ее изнанки, почти  каждый  день  мне приходилось делать открытия, приводившие меня  просто  в  отчаяние.  Те  мои сограждане, о которых раньше я не был никакого мнения или которые с  внешней стороны  представлялись  вполне  порядочными,  теперь   оказывались   людьми низкими, жестокими,  способными  на  всякую  гадость.  Нас,  простых  людей, обманывали, обсчитывали, заставляли по целым  часам  дожидаться  в  холодных сенях или в кухне, нас оскорбляли и обращались с нами крайне грубо. Осенью в нашем клубе я оклеивал обоями читальню и две комнаты; мне заплатили по  семи копеек за кусок, но  приказали  расписаться  -  по  двенадцати,  и  когда  я отказался исполнить это, то благообразный господин в золотых  очках,  должно быть один из старшин клуба, сказал мне:

- Если ты, мерзавец, будешь еще много  разговаривать,  то  я  тебе  всю морду побью.

И когда лакей шепнул ему,  что  я  сын  архитектора  Полознева,  то  он сконфузился, покраснел, но тотчас же оправился и сказал:

- А черт с ним!



В лавках нам, рабочим, сбывали тухлое мясо, лёглую муку и спитой чай; в церкви нас толкала полиция, в больницах нас обирали фельдшера и сиделки,  и, если мы по бедности не давали им  взяток,  то  нас  в  отместку  кормили  из грязной посуды;  на  почте  самый  маленький  чиновник  считал  себя  вправе обращаться с нами, как с животными, и кричать грубо и нагло:  "Обожди!  Куда лезешь?"

...Но, главное, что больше  всего поражало  меня...  это   совершенное   отсутствие справедливости, именно то самое, что у народа  определяется  словами:  "Бога забыли". Редкий день  обходился  без  мошенничества.  Мошенничали  и  купцы, продававшие нам олифу, и подрядчики, и ребята, и сами заказчики. Само собою, ни о каких наших правах не могло быть и речи, и свои заработанные деньги  мы должны были всякий раз выпрашивать как милостыню, стоя у черного крыльца без шапок».

«Моя жизнь (рассказ провинциала)»

Впрочем, нынче же год Солженицына, по нему историю и изучаем.

Россия, Чехов, Солженицын

Previous post Next post
Up