Mar 15, 2018 00:52
Писал о всякой ерунде, и так и не написал об «Аритмии» Бориса Хлебникова.
Очень хотел ее посмотреть на большом экране (хоть относительно большом), но не успел.
Пришлось искать в сети.
Долго готовился морально, потому что знал: кино будет не простое - для меня во всяком случае.
Все равно оказалось тяжелее, чем думал. Впечатление наложилось на многие личные проблемы - и со здоровьем, и с профессиональной идентификацией (кино и о нашей медицине, и о жизни любого сегодня работающего - очень хочется сказать - трудящегося - человека в России).
Еще, конечно, картина - о любви, пусть это даже не самая ее выдающаяся часть. Но любовная тема работает как раз так, как и должна для нанесения сокрушительно удара зрителю, в самое сердце. Отсюда и название.
У итальянцев есть пронзительная классика - «Похитители велосипедов». И приговор обществу, и элегия о добрых и любящих сердцах.
«Аритмия» - наш новый неореализм, новая элегия, новая энциклика.
Ныне - предвыборная неделя, которая не завершится ничем выдающимся, но все же создающая хотя бы частичную иллюзию участия в происходящем. Попробуйте посмотреть картину перед тем, как отправитесь голосовать.
Хлебников говорил, что не снимал политическое кино.
Это правда. Специально снятое «политическое кино» - чаще всего - очень среднее.
А вот кино, в котором удалось ощутить боль современника, может стать политическим против воли художника. И в этом ничего плохого нет.
Так вот, вдруг у вас сложилось такое ощущение, что мы и впрямь идем к громким победам и «страшные 90-е закончились». Ведь каждый живет в особой скорлупе, которая зачастую раскалывается внезапно. Когда кому-то из близких или самому человеку случается вызвать «Скорую» (не дай Бог, но все же!). Или когда очередной циркуляр начальства срывает вас с катушек и заставляет хлопнуть дверью и остаться без средств для выплаты кредита, оплаты учебы вашего ребенка, просто аренды комнаты. А может, человек просто теряет работу, за которую так держался, но вот не сложилось (оптимизация, кризис…).
И вдруг вы осознаете, что «нестабильные 2010-е» не просто хуже «нефтяных 2000-ых», а в чем-то и пострашней «лихих 90-ых» и зададитесь вопросом: «А как же так? Ведь все было хорошо: можно было покушать суши, слетать в Турцию, потом поехать в Крым… потом погулять в новом «Зарядье»…».
И более - спросите - а что нас всех ждет в близких «2020-ых»?
Но не буду пугать.
Кино совсем не вызывает желания опустить руки. Наткнулся в сети на высказывание о его герое, как о проигравшем слабаке, так вот - нет!
При всей провокационной манере, в которой преподнесен персонаж Александра Яценко, он для меня остается настоящим русским врачом, сохранившим лучшие черты докторов, служивших в глубинке во времена еще А.П. Чехова. Хотя обстоятельства его труда заставляют вспомнить скорее уже о «Записках юного врача» М. Булгакова. А вообще в монументально провальном, лживом, непрофессиональном и чудовищно ненавидящем человека «новом российском кино» многие картины-исключения посвящены именно докторам. Назову лишь «Дикое поле» и «Простые вещи» (и там, как и в «Аритмии» действие происходит не в столице, что тоже важно).
Те обстоятельства и те преграды, которые преодолевает врач скорой помощи Олег, одновременно пытаясь сохранить разрушающееся отношения с женой, - это обстоятельства жизни миллионов русских людей сегодня.
Можно заметить в его поступках спонтанность, слабость и даже надрыв, а можно - подвиг, который большинство подвигом не назовет, а то и просто не заметит.
Но у подвига в разные времена и в разных обстоятельствах разные облики. Подвиг капитана Тушина из «Войны и мира» таковым тоже никто из окружающих не признал. И не наказали его чудом.
Рядовых врачей, водителей, пожарных, шахтеров или строителей метро, музейных смотрителей или учителей, которых еще немало остается в нынешнем мире тотального бегства от любых обязательств, тоже замечают все меньше. Иногда их поругивают, иногда жалеют. Но все сильнее размывается мысль: страна еще не развалилась, потому что есть маленькие атланты, не дающие глухому своду рухнуть на землю.
Вот хороший режиссер Звягинцев подобных людей в России не видит. Не станем его в этом обвинять.
Зато есть Хлебников, тоже совершивший вместе с своей командой небольшой подвиг.
Подумаем о том, видим ли сами, что с нами и со страной происходит, и сколько еще сил осталось у атлантов, бредущих среди нас, иногда с бутылкой пива и сигаретой, с усталым взглядом, с понурым видом.
А иногда - с безмятежной улыбкой, которая готова проступить на лице - лишь бы небо прояснилось на часок…
Россия,
"Аритмия",
медицина,
выборы,
кино,
неореализм,
искусство