Пророк или преступник?

Dec 11, 2017 14:11

Думается, что портрет Александра Исаевича Солженицына должен висеть в галерее портретов деятелей подобного рода рядом, например, с портретом Гео́ргия Аполло́новича Гапо́на (если должна быть для таких личностей особая галерея. В храме великой драмы истории, наверное, должна).
Сегодня крутили его беседу 1992 года с Говорухиным.
Значительный кусок - знакомый, но я послушал его иначе, из сегодняшнего дня. Началось с колоссального обличения «демократической» власти. Знакомый по "ГУЛАГу" пафос и накал. Эта власть ужасна, криминал сросся с продажными представителями номенклатуры, с системой КГБ (которая никуда не ушла), народ стонет, народ грабят. Прочитал вслух (даже пустив слезинку) некое письмо учительницы с Камчатки, словно им самим и написанное, настолько похожий и чеканный слог: «Стою по очередям, ищу продукты подешевле, надо кормить семью, нет сил заниматься уроками, а ведь профессия учителя требует творчества. Какая-нибудь жирная торговка может тебя унизить, потому что нет у тебя элементарных средств, а хочется передавать детям… Ахматову, Булгакова, Пастернака…» (если письмо не выдумано, то очень с умом подобрано, некая поклонница, наверное, самого Солженицына тоже указала в списке).
Да, если под властью большевиков мы томились 70 лет, то под этой будем томиться 170 - можно сказать! - пророчески добавляет вития.
Дальше резкий переход: у нас опасная тенденция - "не надо охоты на ведьм!" А почему так боятся этой охоты? Что значит - "не надо воевать с прошлым". Говорухин возражает: я тоже считаю, не надо.
"Я вас попробую переубедить!" Дальше знакомое - вот немцы покаялись за фашизм, не только преступники, но все, кто одобрял, поддерживал, голосовал. У нас надо: каяться, рассказывать о себе, признавать вину - знакомые призывы к декоммунизации и люстрации. Без этого мы никуда! Всех судить и всех призвать к ответу! В финале знакомое: без совести, без нравственного изменения мы никуда не двинемся.
«Вы идеалист!» - завершает беседу Говорухин, - «Я считаю, у нас этого никогда не произойдет…» (мудро не комментирует, чего именно - всеобщего покаяния, признания, что вся нынешняя власть, исходя из ее же обвинений прошлого, должна от власти уйти…).
Беседа шла в уютном светлом кабинете, за окном - огромный сад (лес), доходящий до горизонта, тишина, уют, поют птицы (подмосковная дача, подаренная Борисом Ельциным - одним из тех, кто должен каяться, кто грабит народ? или участок на берегу Москвы-реки прямо в Москве, который ради покоя лауреата надежно огородили?). За кадром звучит Рахманинов в исполнении Игната Солженицына (в очередях не стоящего, за кусок хлеба не сражающегося).
Да, я помню, это «обаяние правды» на меня тоже действовало долго. Ведь какой молодец, боролся с несправедливостью, а потом стал обличать тех, кто его пригласил в страну, обласкал!
Пригласил, обласкал, с экранов на время убрал, но книжки издавал и включал в школьную программу, памятники ставит, детей ввел в элиту. Позволил жить в саду с райским пением и забором по периметру, чтобы вопли голодных учительниц сильно не досаждали…
А все же Гапон больше рисковал и поплатился жизнью. Ему памятник не поставят (или и для него найдут место в итоге?).
Не знаю.
Я уже даже не знаю, кто же хуже - такие идеалисты или прямые преступники?
Кто вообще возьмется сегодня сказать, как «обустроить Россию»?
Вот только что школьник для итогового сочинения выбрал «Матренин двор» и по-настоящему его пережил. Вынес оттуда не антисоветизм, а сочувствие к «маленькому человеку» и идеал отзывчивости.
Выходит, и солженицыны могут сгодиться на что-то хорошее. Но явно не в той сфере пророков и спасителей Отечества, куда они метили и метят.

Россия, Солженицын, ложь

Previous post Next post
Up