Sep 21, 2017 22:08
Нет достойного сюжета у российского кино? Да они под ногами валяются, но их никто не берет, поэтому могут додуматься только до того, спал или не спал балериной великомученик.
Думаю о фильме с условным названием «Ученики» (развивая Серебренникова…), можно - «Апостолы». Или прямо - «Лев и Иосиф», и все равно будет слышно библейское эхо.
Три титанические личности - если вы не ангажированы, нужно это признать. Один из них - Учитель (не режиссер). Он ждал этого события (революции) всю жизнь. И почти тут же, в момент триумфа, на сломе всего и вся он увидел, как ученики и соратники начинают войну между собой. Он хочет их остановить, спасти революцию, несчастное и грозное дитя. А они уже плетут интриги, готовы перегрызть друг другу (а может и учителю) горло.
И однако каждый из них - глыба, матерый человечище. Один местечковый (спецы скажут, не совсем местечковый, но не скажем же - «хуторской») еврей с литературным талантом уровня добротного русского классика, другой - отчаянный грузинский боевик, бесстрашный головорез. Один - неистовый оратор, другой - прирожденный аппаратчик. Один - убежденный космополит, другой становится русским патриотом. Один требует разрушить власть капитала во всем мире или умереть, другой соглашается создать небольшую элиту, допустимое неравенство, но создать подобие народного государства для нескольких поколений. Оба не прочь лить кровь, без крови нельзя никак.
Человеческая жизнь стоит для каждого из троих не много (как и стоила для любого заметного лидера всемирной истории). В том числе - собственная жизнь, поэтому они кидаются под пули, лежат в горячке, томятся в тюрьме и ссылке.
В их головах горят идеи, а в сердцах бьется классовая ненависть. Но еще больше ненависти они начинают испытывать друг к другу, потому что их взгляды никак не могут сойтись. Учитель же нужен обоим, как подтверждение своей правоты, - живой или мертвый.
И вот один начинает обыгрывать другого, и учитель умирает с предчувствием великой грызни и передела его собственной идеи о мировом братстве.
Тут таится столько деталей, драматургии, места для других персонажей, и каждый почему-то, на мой скромный взгляд, кажется интереснее последнего самодержца.
Чтобы снять такое кино, просто знать материал - мало. Нужны воля и ум, способные осмыслить этот конфликт, в котором было заложено зерно драмы будущего столетия жизни России. Солженицын взялся писать «Красное колесо» и завяз.
А нынешние продюсеры от олигархии не решатся спонсировать такое произведение, если только как очередной комикс, где всех троих заменят карикатурами. Просто будет следующий «Телец» - в лучшем случае.
Для этой пьесы нужен новый Шекспир.
Троцкий,
Россия,
революция,
Сталин,
кино,
политика,
Ленин