Подпишите письмо в защиту двух крупнейших библиотек нашей страны

Feb 14, 2017 12:40

Выкладываю здесь целиком текст письма, который сегодня предлагается подписать максимальному числу людей, связанных с образованием, наукой и культурой. Авторы специально не стали прибегать к ресурсам в интернете, чтобы обращение не могло быть оставлено без внимания. Но важно, чтобы подпись поставили все, кто понимает. чем чревато слияние двух библиотек. Всех, кто хочет помочь, обращаю к Анастасия Гачева (аккаунт в фейсбуке https://www.facebook.com/profile.php?id=100000841804438&fref=ts ), адрес эл.почты muzejfedorova@yandex.ru

Подписные листы и письмо могу также сразу прислать на вашу почту.
"Президенту Российской Федерации В.В. Путину
Председателю правительства РФ Д.А.Медведеву
Председателю Государственной Думы РФ В.В.Володину
Председателю Совета Федерации РФ В.И.Матвиенко
Копии - руководителям фракций Государственной Думы
Мы, научные сотрудники институтов Российской академии наук, преподаватели высшей школы, аспиранты и соискатели, работники научных, культурных, образовательных учреждений, выражаем категорический протест против инициативы объединения Российской государственной и Российской национальной библиотек. Это объединение, быть может, привлекательно выглядящее на бумаге, на деле обернется катастрофой для научного и образовательного процесса страны, новым снижением авторитета науки и культуры в российском обществе, утратой научных позиций России на мировой арене. Мы протестуем против жестокого и пренебрежительного отношения к высококвалифицированным кадрам библиотечных работников, составляющих профессиональный и научный потенциал страны, участников и консультантов научных проектов институтов РАН, высших учебных заведений, в частности, против увольнения главного библиографа РНБ Татьяны Эдуардовны Шумиловой.
Для обеспечения интенсивного развития и полноценного функционирования науки и образования необходим максимально широкий доступ к знанию и наследию, опредмеченному в книжных памятниках и документах. Полнота информации в немалой степени обеспечивается полнотой книжных коллекций, собираемых в двух национальных книгохранилищах, каждое из которых, согласно действующему законодательству, получает обязательные экземпляры всех выходящих в Российской Федерации изданий и имеет возможность закупать иностранные издания. В качестве фактора экономии инициаторы слияния РГБ и РНБ выдвигают сокращение числа обязательных экземпляров. Это абсолютно недопустимо. Слияние библиотек, лишая «филиал» обязательного экземпляра и, что очевидно, сокращая объем закупки иностранных изданий (уже не для двух, а лишь для одной национальной библиотеки), существенно сузит исследователям, педагогам и учащимся возможность доступа к необходимой информации.
Следует учитывать и то обстоятельство, что большинство научной и специальной литературы выходит в РФ малыми тиражами и практически не поступает на книжный рынок. Доступ ко всему массиву этих изданий, особенно выходящих в регионах, оказывается возможен только в двух национальных книгохранилищах. НЭБ, которая включает в себя лишь 10% выходящей ежегодно научной литературы, не может обеспечить полноту доступа к современной научной информации. Ученые регионов регулярно во время своих командировок работают в стенах РГБ и РНБ. При этом для ученых северных регионов удобнее и ближе доступ к книжным фондам РНБ, нежели поездка в Москву.
Сокращение числа обязательных экземпляров, поступающих в обе национальные библиотеки, поставит под удар сохранность национального книжного фонда. Пожар ИНИОН, уничтоживший в 2015 году крупнейшее российское книгохранилище, обладавшее уникальными книжными коллекциями, напоминает о рисках и утратах, которые могут оказаться невосполнимыми. Электронный обязательный экземпляр, который, к тому же поступает только в Книжную палату и РГБ, но никак не в РНБ, не может и не должен подменять собой печатного экземпляра. Специфика научной работы зачастую требует обращения именно к бумажному изданию. Традиционная книга - объект не только знания, но и наследия, и с течением времени потенциально обретает статус книжного памятника.
Сказанное не отменяет необходимости развития Национальной электронной библиотеки, максимальной интеграции электронных ресурсов РГБ и РНБ, создания Единого электронного каталога. Но эти процессы могут эффективно развиваться без физического объединения библиотек.
Слияние библиотек и сопровождающая его реструктуризация и сокращение специалистов негативным образом скажется на уровне постановки библиотечного дела, на развитии национальной библиографии, на качестве библиотечных услуг, особенно при работе со сложными читательскими запросами, которыми в большинстве своем и являются запросы ученых, на доступе к специализированным книжным и архивным коллекциям, поставит под удар научные проекты, которые институты РАН ведут в сотрудничестве с профессионалами РГБ и РНБ. Прошедшая в 2015 году «оптимизация» Российской государственной библиотеки уже обернулась фактическим разгромом научно-исследовательского корпуса РГБ, сокращением специализированных отделов, в том числе научно-исследовательского отдела книги и чтения и Отдела русского зарубежья, который представлял собой не просто структуру, но научный и культурный комплекс, где велась работа по собиранию и разработке уникальной коллекции раритетных изданий русской эмиграции. В результате оптимизации библиотека лишилась многих ведущих специалистов, существенно пострадала и справочно-библиографическая служба РГБ. Абсолютно очевидно, что та же участь ожидает при слиянии и Российскую национальную библиотеку, которая обладает штатом уникальных специалистов - историков, библиографов, архивистов, книговедов. Более того, действия нынешнего руководства РНБ, показательно уволившего Т.Э. Шумилину, библиографа с 32-летним стажем, высокого профессионала, демонстрируют незаинтересованность в реальном развитии библиотеки. Ибо реальное развитие библиотеки национального уровня обеспечивают именно высококлассные специалисты.
На протяжении многовековой российской истории и Москва, и Санкт-Петербург, сменяя друг друга, развивались как державные столицы России, знаком чего стало развитие в них институтов культуры национального и мирового масштаба: Государственный Эрмитаж и Государственная Третьяковская галерея, Большой и Мариинский театры, Государственный музей изящных искусств им. А.С. Пушкина и Русский музей… Надеемся, что ни в одну чиновничью голову не придет «гениальная» идея в целях эффективного управления объединить эти уникальные культурные центры Такими же уникальными центрами, обладающими своим «лица необщим выраженьем», являются Российская государственная и Российская национальная библиотеки. Каждая из них имеет свою историю и традиции, каждая законодательно признана особо ценным объектом культурного наследия, каждая имеет огромный авторитет в мире, активно позиционирует себя в мировом культурном и научном сообществе.
Требуем сохранения Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки как самостоятельных единиц и максимальной поддержки их развития как необходимой основы обеспечения лидерства России в сфере науки, культуры, образования. Судьба национальных библиотек не может решаться «подковерно» и зависеть от произвола чиновников. Требуем максимально широкого обсуждения вопросов развития РГБ и РНБ профессионалами библиотечного дела с привлечением авторитетных экспертов в области науки, образования, культуры, наследия. Требуем восстановления в должности главного библиографа РНБ Т.Э. Шумиловой, бережного и уважительного отношения к сотрудникам Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки - хранителей национальной культуры, носителей уникальных знаний и умения донести бесценные ее сокровища до каждого приходящего в их стены, до ученого, учителя, ученика.
7 февраля 2017"

преступление, Россия, культура, образование

Previous post Next post
Up