Aug 05, 2014 11:10
"Метафизический имперский монументализм разменивался на мелочную повседневность буржуазного быта, пронизанного духом коммерции. Для русского человека замена была зрительной, болезненно ощутимой, все сильнее вызвавшей чувство общественной и художественной неполноценности... Послеампирная рефлексия вместе с традиционной для русской культуры жаждой красоты и гражданственности собственно и создала ситуацию неутомимой "жажды стиля"... Общество не готово было к долгим стилистическим экспериментам, оно со свойственной русскому человеку верой в волшебное исполнение желаний требовало немедленного результата...". М.В. Нащокина о русском модерне.
Посмотрите на культурную ситуацию перестроечного и постперестроечного искусства в России - и вы узнаете те же процессы и ту же стену непонимания между обществом и, по выражению Сергея Арутюнова, "гномами" от искусства (в данном случае речь о литературе, архитектура в данном случае вообще перестала существовать).
Гномы, оккупировавшие литературное пространство, захламили его даже не "поисками" и "заимствованиями" (куда им до деятелей модерна!), мелким своим помоечно-супермаркетовым хламом, крохотными какашками и зелеными соплями... Но вот гигантская жажда единого, духовного, задавленная, затоптанная, связанная тысячами лилипутских веревочек, дрогнула, и веревочки готовы лопнуть, а лилипуты разлететься кто куда...
ампир,
архитектура,
модерн,
Сергей Арутюнов,
литература