Mar 05, 2013 00:42
На фоне «Тайны перевала Дятлова», которую все ругают, посмотрел «Метро», которое все хвалят. И опять убедился, что лучший способ оценить что-то заочно - с ходу сделать вывод, противоположный общему.
Фильм-катастрофа - катастрофически бездарный. Спасти его ничто не может, а вот губит все. Начиная с хронометража в 2.20, то есть авторы почти дотянули до «2012». Но там, при наличии многих черт китча и глумления над научными фактами, есть колоссальный сюжет и монументальные сцены разрушения и гибели.
Вообще, нравится кому или нет, но фильм-катастрофа это чисто голливудский жанр, за небольшими исключениями - как «Экипаж» Митты, который взял замечательной драматургией первой серии и нехилым напряжением второй, между прочим. Правдоподобия искать и там не стоит, но само по себе оно никому не нужно. Но зачем одновременно проваливать драматургию и еще попирать правдоподобие?
По пунктам разбирать творение Антона Мегердичева - утомительное занятие, я на это не готов.
На скорую руку:
В Москве, ясно дело, множество не действующих служб, бездарных чиновников и проч. Как всюду в мире. И круче, чем всюду, возможно. Но показывать, что в разгар подобной катастрофы никто и пальцем не пошевелит вообще - это уже слишком. Это и против жанра, и против правды. Ну не трех несчастных спасателей пошлют в тоннель, и уж к выходу из зоны бедствия точно соберут - хоть для виду, но массовку побольше.
Идея, конечно, хороша - хватит строить в центре, кончится это плохо! Но с другой стороны, саму катастрофу можно было прописать более внятно, а не сбивать в ком сталинские тайные станции, современные инвесторские ужасы и дырку в Москве-реке, откуда вода в тоннель пролилась.
Отчего такие ужасающие персонажи??? Опять же давайте решим: у нас очередная правда жизни про оскотинившийся средний класс или жанровое кино, где нужны герои и вообще волей-неволей сплотившаяся команда, уходящая от гибели, а не сборище ненавидящих друг дружку озверевших индивидуумов?
Если вы решено эксплуатировать имидж Пускепалиса - доброго врача из «Простых вещей», зачем заставлять его в финале на глазах у дочери, пережившей и без того натуральный ад, пытаться убить любовника жены? «Папа, так больше никогда не делай!» - это дети должны и продюсеру с режиссером картины сказать.
Отдельно - решите что-нибудь с актрисой С. Ходченковой. Желательно уберите навсегда с экранов. Ее холодная, истеричная дурость доходит до края. Вообще от такой компании «папа - мама - любовник мамы» ребенка на самом деле хочется отдать в руки ювенальной юстиции…
Убить ближе к началу катастрофических мытарств полного нелепого человека со сломанной рукой (персонаж С. Дужникова) - это особый жанровый изыск или все та же современная российская (назло западной полтикорректности) ненависть к неудачникам, некрасивым и больным людям? Катастрофы специально для того и случаются, чтобы от таких «выродков» избавляться? Вообще в жанре стараются персонажа убрать по ходу дела за какой-нибудь грешок, смерть оправдать… Или ввести ее ценой спасения кого-то… Пусть сам потонет, а кого-нибудь чемоданом от пули прикроет. Или можно поставить такую смерть в ряд других смертей, когда из группы спасенных изначально выбывает треть или даже половина… См. тот же «2012».
Если приятный юноша начинает в таких монструозных обстоятельствах охмурять хрупкую барышню (А. Бардуков и Е. Шпица), почему именно барышня должна ценой нечеловеческих усилий вытаскивать кавалера из смертельных ловушек? Потому что в нашей традиции именно «баба» коня на скаку остановит, а мужик только трепаться умеет? Хорошо, когда он все же берется спасать девушку ближе к концу, повторяя трюки с нырянием в затопленных пространствах из картины «Посейдон», зачем поводом делать не слабость, а глупость девушки, зачем-то выбросившей столь необходимый ей баллончик с аэрозолью от астмы? Или она все же выронила? Или там была не аэрозоль?
В фильмах-катастрофах обязательно должно спастись животное. Иногда можно даже погубить его хозяина, хотя лучше не в начале (см. все тот же «2012»). Но зачем трепать несчастную болоночку весь фильм только для вида, постоянно упуская ее присутствие в кадре и заставляя меня, зрителя, переживать больше всего, чтобы животинку не забыли во время жарких споров об адюльтере?
Наконец. Для чего нужны совершенно нединамичные и не несущие никакого содержания сцены беседы Ходченковой о своих служебных обязанностях в офисе Москвы-сити и нудные перебранки мэра и начальников бездействующих служб? Но это опять о длительности, которую авторам совсем «нечем» длить….
А главное - нет в картине души. Честно говоря, герои заслужили в финале смерти гораздо больше, чем туповатые, но наивные америкашки, рыпнувшиеся в Россию постигать гибель группы Дятлова… Заслужили все - умные и глупые, богатые и бедные, взрослые и даже дети, хотя бы тем, что у детей этих нет в картине ни своего лица, ни находчивости, которую постоянно проявляют детишки в голливудских «катастрофах» и вообще экшенах.
Товарищи, если у вас нет голливудского мышления, не снимайте голливудские фильмы в России. Или приглашайте, как это сделал Роднянский, голливудскую команду. Тогда даже если будет стыдно, то не за себя. А все же так стыдно не будет.
Москва,
кино