«Уильям Блейк и британские визионеры» до 26 февраля!

Feb 23, 2012 11:19


На фоне Блейка Караваджо, ради которого я мёрз в очереди к музею в прошлую субботу, выглядит добротным ремесленником и не более. А очарование экспозиции из 11 картин заключалось в искусственно созданной мистической полутьме, где обнаженные куски тел апостолов и коней выделялись направленным светом.

Хорошо, что я не убежал сразу же после домой отогреваться, а пошёл рассматривать миниатюры Блейка. Конечно, чтобы его понять, надо хоть немного почитать о его видениях, увлечениях,  взгляде на публикацию своих творений. Надо знать не только Библию, но и Данте, Мильтона. Но самое главное - просто всмотреться. И тогда Блейк начинает захватывать, погружать в настоящий вихрь тех переживаний, которые ему открывались. Ангелы и демоны, Данте, Беатриче, Нельсон, Ньютон - персонажи огненной мистерии. Она действительно огненная, потому что даже одна линия на рисунке Блейка буквально дышит пламенем, энергией, становится границей между видимым и невидимым.

Какой ещё художник так свободно обращался с любыми канонами - содержательными и формальными, и при этом не остался на уровне детской поделки, неуместной оригинальности в ущерб совершенству?

А какие темы его трогают? Глина, требующая обращения в тело. Зверство, проникающее в разум. Грех, прилепившийся к тайне творения. И ничего проходного.

Поэтому когда хочешь смотреть одну работу из трёх, выбор сделать невозможно и смотришь в конечном счёте всё, переполняясь гневом, страстью и сомнениями художника.

Как мыслит Караваджо? Он пишет пухлые пальцы юноши и грязь под ногтями. Блистающие доспехи и уродливые вены на ногах крестьянина.

У Блейка таких оппозиций нет. У него всё слито. Торжество и блеск пропитаны болью, ядом. Вечное и закономерное испещрено тенями случайности. И штриховка этих теней - необходимая часть гравюры, а не дидактический выпад. Небесный Иерусалим заворожённо глядит в гладь замёрзшего озера Коцит.  А мы - внутри Иерусалима и Коцита одновременно. Блейк не заставляет думать или оценивать, он уносит из привычного пространства.

И хотя можно рассмотреть репродукции, взять книгу с иллюстрациями Блейка, но оказаться в галерее его образов - совсем иное, может быть, отчасти и опасное занятие. Блейка притягивает книга Иова, необъяснимая и тревожная. Но этого мало - он создаёт собственную мифологию. А мифология Блейка втягивает в себя мифы его предшественников и последователей, которых тоже начинаешь видеть по-иному, двигаясь  по ступеням откровений пламенного поэта.

Не пропустите также прижизненную маску.

*
http://botinok.co.il/sites/default/files/images/057b93e8a9ea6615979043c357193fc3_Ghost_of_a_flea.jpg
По ссылке работа: "Видение блохи". Блейк увидел образ блохи в иной, параллельной реальности и пришёл в такой ужас, что не успокоился, пока не запечатлел монстра на бумаге... 

Караваджо, Уильям Блейк, искусство

Previous post Next post
Up