«В субботу» - накануне катастрофы

Mar 27, 2011 17:16



Вчера утром узнал, что вышел на экраны второй фильм А. Миндадзе и поехал в «Художественный» к 10. Фильм идет в малом зале, но и там не ожидал аншлага, однако народ приехал, даже пришлось занять места согласно приобретенным билетам.

«Отрыв», режиссерский дебют, получился сложнее, интрига не вполне разъясняется, во всяком случае, на середине можно совершенно запутаться.  А вот «В субботу» (как раз в субботу смотрел) - напротив, всё максимально сжато, лаконично, хотя и ещё  минут десять можно вырезать. Но это детали. Главное, Миндадзе-сценарист, а теперь режиссёр остаётся философом. Кино не о Чернобыльской аварии и не об опасностях атомной энергетики - хотя сегодня это совпадение лишний раз доказывает, что нет случайных интуиций. Оно даже, может быть, о том, что мы все - покойники, а вопрос лишь - насколько быстро ощутим эту истину и на её фоне переосмыслим маленькое чудо жизни. Особенного пафоса не ждите. Экшена тоже. Экшен у Миндадзе - актёры «из толпы». После замыливших глаз узнаваемых фигур со всеми их сериальными шлейфами, видишь живые эмоции.

Не будет ярко выраженных душевных колебаний: бежать - не бежать, помогать - не помогать, предупреждать - не предупреждать. Множество разговоров, обрывочных, почти бессмысленных, смысл рождается из их соединения с атмосферой пира во время чумы, которой наполнено кино. В сущности, это наша атмосфера - 2011 года, того, что ждет сегодняшнюю Россию, нас, а может и мир в целом. Если кто-то ещё не осознал, что реактор уже рванул и процесс необратим, так это не Миндадзе. Но важнее, что его сознание не гаснет перед лицом катастрофы. А становится острее. Не всегда нужно убегать - даже от рванувшего реактора. Поэтому, как я слышал, американцы фильм не поняли. Недавно Дмитрий Анатольевич посоветовал нашим кинематографистам учиться у Голливуда, так вот, слава Богу, учатся пока не все, поэтому у нас ещё есть шанс остаться самими собой даже на фоне таких катастрофически - необратимых процессов. Повторюсь, без лишнего пафоса. Главное ведь в том, что есть те, кто не побежит. И не по той причине, что насмотрелись Миндадзе или иных умников, а просто по природе. Все лучшие фильмы последних лет, кстати, об одном: катастрофе и моральной невозможности бегства - «Путешествие с домашними животными» (уйти - не значит убежать) и особенно «Скоро весна» Сторожевой, «Изгнание» Звягинцева (даже изгнанные должны нести крест здесь и теперь), «Как я провёл этим летом», наконец, «Остров» (при всех его издержках).

Суббота - особый день. И благодатный, и судный. Не думаю, что картина Миндадзе найдет множество восторженных зрителей. Но этого искусство требует не всегда. Пусть пафосом и выжатой в кулак слезой поражает очередной разорительный проект Никиты Сергеевича.

Когда вернулся домой, случилась ещё странность - сайт фильма, который я просмотрел с утра, не могу найти ни через один поисковик.

кино, А. Миндадзе

Previous post Next post
Up