Левитан: только жизнь

Nov 25, 2010 17:24



Сходили в выходные на выставку Левитана на Крымский вал.

Такого полного впечатления у меня давно не было, хотя большая часть полотен - из Третьяковки и Русского музея. Хотя выставлены и вещи из частных коллекций, и из провинциальных музеев России, и из Израиля.

Если подняться по стилобату, можно посмотреть фотографии убежища Левитана, которое сделал для него Морозов на Ивановской горке в бывшей оранжереи у своего особняка, увидеть интерьер первого этажа и мастерской. Много фотографий и даже потрет Софьи Кувшинниковой, из-за которой Чехов и Левитан дико разругались (карикатура на Левитана в «Попрыгунье» действительно вредительская, так только друг может пройтись - безжалостно).

Совсем немного европейских работ. Левитан Запад не любил, бежал оттуда, писал, что там «русского человека» запирают… Это при том, что «русского» Левитана два раза высылали из Москвы по поводу его иудейства.

Потрясающая биография и мировоззрение.

Я думаю, что русский пейзжаж стал для Левитана Палестиной, которой он отдался вполне. Кого мы ещё так любили с детства, чьё полотно «Над вечным покоем» парит  словно поверх всех религиозных преград (несмотря на православную церквуху - словно бы символ любого храма вообще). Левитан для меня показался теперь даже выше различий язычества и единобожия, он просматривает первооснову мира сквозь эти различия - интеллектуальные, как начинает казаться.

А точнее, вот он иной язык - язык искусства, нашедшего свой путь и взгляд на мироздание.

Левитан вообще очень тихий и интимный, хотя способен вместить ширь волжского разлива, глубину северных панорам. Как истовому иудею, ему чуждо изображение человека, он не любил портрет и фигуру. Но в то же время - не отрекся от мира, не обратил его в мусульманский ковер. У него каждая березка особенна и неповторима. Не знаю, как он этим овладел. Чехов и Левитан близки (при их нелепой ссоре) своей камерной простотой и отстуствием учительства и идейности. Они не поучают смотреть - но умеют видеть. Ахматова, обругавшая Чехова (как раз за «Попрыгунью»), тут же признала, говоря о Левитане, какой аскетический подвиг совершает художник-трудяга.

На выставке много детей, все жадно смотрят на полотна, их не надо заставлять, не надо ничего объяснять. И хотя солнечные пейзажи редкость, но краски этой осени, робость весны, переливы гроз и обморочная тишь закатов наполняют радостью. А сам он мучился с больным сердцем. Рассказывают, что когда Исаак Ильич умер, на Ивановской горке неурочно буйно цвели сирени, прощаясь… И ещё мой брат заметил, что у Левитана практически нет зимы. Это правда. То есть, нет смерти. Есть только жизнь.

*
Да! - формально выставка устроена крайне бестолково, о чём говорят сами экскурсоводы (в отличие от Кончаловского в Инженерном корпусе). Возможно, потому что применить какой-либо систематизирующий приницип именно к этому художнику просто толком не удаётся. Так что приготовьтесь стихийно блуждать среди рощ и полей, речных разливовов и тихих заводей.

Отдельно - пастельные варианты крупных картин, тоже интересно. И по сути, одного раза будет мало. С детьми, как я уже сказал, непременно - любого возраста!

Выставка открыта до 20 марта 2011 года. Но не стоит ждать 19-го.

Россия, Ивановская горка, пейзаж, Чехов, ЦДХ, живопись, И. Левитан

Previous post Next post
Up