Российский AliExpress нужен, потому что только 10-20 % предпринимателей умеют себя продавать

Dec 26, 2017 10:15

В статье Как России увеличить не сырьевой экспорт. Часть 2 автор писал о “Неумение и нежелание российских предприятий рекламироваться на англоязычных В2В порталах, даже бесплатно”. Сам немного занимался продвижением в интернете (На мой взгляд, продвижение через интернет на зарубежных рынках значительно дешевле других каналов) и могу сказать: хотят и могут продвигать себя максимум 10-20% от числа всех компаний.




 Для начала: продвижение в интернете: задача достаточно сложная и подразумевает под собой работу  нескольких отдельных специалистов. Писал уже тут, но немного повторюсь и расширю:
Дизайнер.

В задачи дизайнера входит обязанность нарисовать красивый дизайн сайта. Есть куча правил, которые если нарушить, продажи сайта могут упасть на десятки  процентов. Например расположение корзины может увеличить продажи.

Верстальщик сайта

должен уметь сделать так, чтоб с компьютера и телефона из под разных браузеров дизайн выглядел одинаково. Проблема усугубляется тем, что часто им надо уметь это делать под разные системы управления сайтом

Заказчик в 90% случаев сосредотачивает свои усилия именно на вопросе дизайна сайта, при этом крайне редко уделяет внимание другим областям. А дизайн хоть и является важной задачей, но далеко не 80-90 процентов от успеха.

Так как для меня эта область была темным лесом всегда, старался от нее максимально дистанцироваться

Программист

Редкий случай, когда система управления сайтом покрывает необходимые задачи для продвижения. Если мы говорим про распространенные CMS то там как правило есть легкие решения в виде скачиваемых модулей, а вот с самописными дело дрянь. Несколько раз отказывался от продвижения сайтов на самописных движках, так как лишнего гемора не хотел. Свою позицию про самописные движки и дублирующие программы уже озвучивал.

SEO специалист

Есть набор правил, которые если соблюдать, то сайт значительно лучше находится в поиске и какое то количество  клиентов приходит из поисковых систем. Методов уймы и они постоянно меняются. Как писал Илья Исерсон АШ как раз их не использует. IMHO. Если использовать, возможно увеличение трафика.

Специалист по контекстной рекламе

Может быть и спец по SEO, могут быть отдельные специалисты. Редко, когда один специалист может качественно работать и там и там. В задачи его входит закупка трафика у генераторов трафика  (Яндекс, гугл, бегун, маркетгид и другие) переходов.

Копирайтер

Тот кто пишет продающие тексты на сайте и тексты объявлений рекламы. При всей кажущейся простоте задачи куча нюансов. Для примера у нас на сайте большой процент успеха статьи на сайте - это удачный заголовок.

Менеджер проекта:

тот кто координирует и организует все работы по продвижению сайта. Часть специалистов может быть на фрилансе, часть в штате или проверенные временем спецы.

Продажник:

Тот кто продает услуги продвижению. Я не соглашался работать меньше чем на 4-е месяца (при этом прописывал в договоре обязательства по кол-ву переходов из поисковых систем, местам в поисковых запросах и облакам запросов, по которым буду работать).

При этом, надо ежемесячно отчитываться перед клиентом, показывать достигнутые результаты. Желательно в течении месяца с ним связываться и проговаривать разные вопросы). Ну и убеждать продлевать услуги на следующий месяц.

Часто менеджер и продажник одно и то же лицо.

Владелец сайта

Как ни странно, практически ключевой человек в вопросе продвижения сайта. Какие бы хорошие специалисты по продвижению сайта не были, но если от владельцев не добиться обратной связи (ну и куча другой конструктивной работы), результаты продвижения падают. В моем случае, 100 процентов успешно продвигаемых сайтов было именно с теми владельцами сайтов, кто с нами активно работал.

Кроме того, если у заказчика нет четко сформулированного удачного предложения, то его опять же сложно продвигать.

Хорошее ценовое предложение / Интересный товар

Все остальные специалисты могут работать отлично, но если сайту нечего предложить интересного, можешь хоть запродвигаться. Результатов не будет. Все мои успешные проекты были именно с теми фирмами, у которых было интересное предложение.

Журналист

Подготовка материалов для сайта.

Фото, видео, текстов, анонсов и тд.

Оператор:

Требуется оперативно отвечать на вопросы онлайн или по телефону. Это увеличивает кол-во заявок. Умение говорить по телефону также увеличивает процент продаж.

Как несложно понять, вопрос успешного продвижения сайта задача комплексная и зависит от работы нескольких специалистов. И при этом зависит от работы заинтересованного специалиста на стороне владельцев сайта.

А ведь даже одного специалиста найти нормального задача сложная. А тут целая толпа требуется по факту.

Когда же молодой специалист обещает владельцам сайта, что он сможет сделать все вышеописанные задачи, скорей всего он лукавит. Кстати, если кто из читателей надумает создать сайт, может пройтись с претендентами по списку вопросов выше с претенденами. Прослушав что наговорят 3-5 потенциальных претендентов, услышите много чудесных заявлений.

Конечно, один специалист может выполнять несколько функций:
  • Дизайнер очень часто является и верстальщиком.
  • Программист/SEO специалист/специалист по контекстной рекламе/Менеджер одно лицо.
  • Менеджер / SEO специалист / продажник

И при этом можно легко потерять одну /две из функций. Например, у меня был пример, когда для одного и того же клиента было сделано два сайта в одной тематике. Один дизайн сделал я на коленке на основе какого то буклета. Тупая верстка в html и второй сайт, который сделали спецы. Фишка заключалась в том, что с крутым дизайном конверсия была хуже. Еще и хуже в поисковике находился.

В продвижение главное методичная целенаправленная работа (как в общем и везде). ( Пример АШ. Много опций по продвижению не реализовано и близко. Но кропотливая работа Алекса и сообщества перекрывают с лихвой многие аспекты по продвижению.)

В целом, если есть грамотный и целеустремленный менеджер проекта, то отсутствие части спецов может не оказать влияния на результат (дизайн, seo, контекстная реклама и т.д.). Но это скорее исключение.

При этом, по сути продавать себя умеют в лучшем случае 10-20% от предпринимателей. Да банальность сказал. Понимаю. Но в расширении поста про экспорт технологичной продукции хочу поддержать тезис о том, что требуется квалифицированная подготовка специалистов на данную тему.

Пример из жизни: очень хороший знакомый работал в фирме по металлообработке мастером. Не буду описывать все нюансы, но смысл в том, что сделать они могли практически любой сложности изделия. Делали в том числе пилорамы. По человечески хотел помочь бесплатно. Ну и предполагал, что если получится, в будущем процент с продаж буду брать. Проблемы начались на первом же шаге: говорю дайте то, что вы производите. Нет нечего. То есть нет ни портфолио, нет фото сделанных работ. Нет вообще ничего.

Ок. Давайте с интернета скачаем сто можно скачать, а я выложу. Давай. Накачал из интернета тучу картинок из того что они могут делать. Показываю технологу: цену поставь. Ага говорит. Это представь сколько мне работы. Без конкретного заказа зачем делать?

Пошел по второму пути: прошел местные магазины, все изделия из металлоконструкции, сделал фото. С ценой. По такой цене можете сделать или дешевле? Модем дешевле говорит. Почем? Да хз.

Говорю: То что вы сейчас до сих пор делаете сами расписывайте. Фотографируете или меня зовите. Накопим материала начнем продавать. Ок. За три месяца ни одного материала.

Говорит, вот тебе пример: открывался стрип клуб. Нужно было металлоконструкции сделать. Пилон там, какие части сцены и тд.  Мне принесли точное техзадание. Тип металла, отверстия, длину и тд. Мы посчитали смету. Сделали. А вот задуряться со всем что ты к нам пристаешь мне вообще не хочется. "... это не мое ...".

Как результат, поработав годик еще в минус, успешно закрылись (может и к лучшему, так как знакомый теперь работает в Комсомольск на Амуре мастером и участвует в том числе в производстве Т-50). Но пообщавшись долгое время с владельцами различных бизнесов, понял как далеки многие из них от умения продавать.

Пример с металлообработкой показателен, но далеко не единичный. По моему опыту, от силы процентов 10-20 бизнесменов готовы вкладывать усилия и деньги в продвижение своей продукции. А делают еще меньше. Обычно заканчивается на уровне: “сделали сайт, заказали рекламу”. Деньги то как раз готовы вкладывать многие. А вот начать реальную работу по продажам очень сложно.

Есть технически простое решение: выкладывание товаров в маркет.яндексе. Но даже такое простое и эффективное решение многим не по силам.

В советском союзе при плановом распределении товаров и услуг такой задачи почти не было. У многих, такой менталитет и остался до сих пор.

Кстати, если бы я продавал продвижение сайта, то в этом месте легко было бы объяснить, почему стоит ко мне обратится. (Ну или мог бы сделать ссылку на фирму по продвижение.) Я ж в свое время пошел дальше. Организовал курсы по продвижению для предпринимателей. Целью курса было показать сложность и комплексность задачи продвижения, чтоб по завершению обучения у моих обучаемых и мысли не было заниматься всем этим самому и заказать у меня продвижение. Два в одном, так сказать. Деньги платят за то, что в будущем становятся моими клиентами :). Хотя весь материал подавал честно.

Я описал только продвижение в интернете и только в России. Продвижение на иностранных рынках много сложней и гораздо обширней. Тут, на мой взгляд, все сложней. Пример али-бабы и ебей показателен.

Так вот, все это я для чего писал: России нужен российский алиэкспресс. Для одного - двух таких проектов можно набрать специалистов. И в множественном числе. И этим каналом уже будут пользоваться другие мелкие фирмы, которые не могут себе позволить набор вышеописанных специалистов.  Без единого мощного канала продаж для простых предпринимателей очень и очень рискованно обращаться на рынок. И статистика подтверждает:

По данным Минэкономики, в России 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, около 16 тыс. из них являются экспортерами, что составляет всего 0,28%. Объем российского экспорта - $497,8 млрд. Объем рынка интернет-ритейла в России в 2015 году составил 650 млрд руб. (рост на 16% в рублях и падение на 28% в долларах), его трансграничного сегмента - 160 млрд руб. (рост на 88% в рублях и на 28% в долларах), оценивала Data Insight.

В целом, идея не новая.

Какие опции должен выполнять указанный сервис, помимо перечисленных выше:
  • У экспортеров должен быть свой личный кабинет с функционалом для принятия и исполнения заказов, оплаты и логистики товаров, предъявления претензий и т. п.
  • Деньги от реализации товара, поступят на счет агрегатора в банке для прохождения процедур валютного контроля и уплаты соответствующих налогов и сборов.
  • Площадка сможет выполнять функцию налогового агента. Такой подход сможет обеспечить бесперебойное получение выручки экспортерами, а также пополнение всех уровней бюджетов РФ, повысив эффективность администрирования, говорится в концепции.
  • Имея доступ в "личный кабинет", экспортер получит возможность кредитной, страховой и гарантийной поддержки
  • Подготавливать всю документацию по отчетности в различные инстанции
  • Такое экзотическое предложение: имея доступ к оборотке, банк/государство может принимать решение о выдаче кредита/субсидии фирме под расширение

Ну и в целом можно будет легко отслеживать точки роста, в которые прикладывать усилия.

Новости о распоряжениях Президента России создать российский аналог алиэкспреса можно найти и в 2016 и в 2017 году. Но что то мы еще не разбили ни одной бутылки шампанского о борт майбаха  не праздновали появление такого магазина. Или уже я отстал от жизни?



Россия, закон, Российский AliExpress потому что только , мелкий бизнес, свой бизнес

Previous post
Up