Sep 17, 2015 23:10
Как тут совершенно верно заметил Пейсатель, вся антисоветская диссидентская псевдолитература в стиле "Счас мы вам расскажем ПравдуЪ!", построенная на диссонансе, а не самоценности - полное говно в смысле "вечности". Все эти Солженицыны-Довлатовы-Сорокины - чистый продукт коньюктуры.
То есть в своё время, когда это был уродливый нарост на цельном древе русской (советской) литературы и органично ей оппонировал отрицанием всего - оно как-то играло. "Официальная" литература утверждала что "человек это звучит гордо!" (в гуманистических декларациях, конечно, как идеал, а не факт), а какой-нить Ерофеев раскапывал в помойке гадость и тыкал в нос с торжеством неофита: "Вот, смотрите, а от нас - скрывале!".
Несомненно, на размякшего и успокоенного советского гражданина периода Застоя, давно отвыкшего и отученного "официальной" литературой от всего этого натурализма сие шокировало и встрясывало. Особенно, если в текст матов понавставлять. Шок, трепет, катарсис на пустом месте обеспечен. Именно на контрасте, а не по сути.
Но дело в том, что "самости" в методе нет. Оно работает именно когда есть то эталонное тело литературы, которое отрицают. Когда его нет, то и контрастировать не с чем. Все паразиты дохнут, как только тело исчезло.
Действительно, попытки сейчас перечитать Довлатова или Солженицына не вызывают ничего, кроме зевоты. Когда нет установки гуманистического взгляда советского кондового производственного романчека с жёсткими клише, то всякие казавшиеся "открытиями" вещи стали трюизмами типа "Лошади едят овёс!". Ну да, это так, но что об этом орать-то? Это и так все знают. Нравы интеллигенции нам известны давно. И не шокирует, что некто Петров - пидар. Это шокирующе только для тех, для кого "Петров был неутомимым труженником без страха и упрёка, каждую минуту своей жизни отдававшего себя делу борьбы за коммунизм и счастье трудового народа!" - как обычно писалось о таких деятелях. Как только всей этой высокопарной фигни не стало, то констатация "Петров - пидар" становится просто скучным и неинтересным фактом из очевидного, что мы и так каждый день видим. "Ну и пидар. И чо? У меня этих пидаров в приятелях вагон, где ПравдаЪ-то, в чом?" - задаёт себе недоумённый вопрос читатель. И матами никого не шокировать, и разоблачённым сто раз говном про "60 лям расстрелянных лично Сталиным!".
Подделка это всё, а не литература. Любое произведение, существующее лишь как антитеза , а не как самостоятельное слово - будущего не имеет. Даже при всём достаточном таланте как строкоплётов того же Довлатова, Ерофеева или Сорокина. Но там - пусто, за хорошо и грамотно написанными строчками. Витиевто оформленные трюизмы "Лошади едят овёс". Как не пиши - смысла не прибавится, открытия нету. Потому всё это диссидентское безобразие обречено на смерть и никак не экранизируемо нынче. Что Довлатов, что Шаламов были жгуче-интересны, когда их байки были единственным словом "с той стороны", из неизвестного мира. Сейчас же все эти"Последний бой майора Пугачёва" смотрятся как развесистая клюквенная камедь. Трэшовый фольклор "Голубя летять над нашей зонай!". Кому бы это читать захотелось? Не представляю. Потому очередной опус Говорохина как всегда с треском провалится. Чутьё в очередной раз отказало дедушке. Не взлетит это. Лет эдак на 20 опоздал. Кому захочется сосать давно высосанное говно через тряпочку? Не представляю, на что рассчитывал бывший режиссер...
культурка,
идиоты