Что делать, если во время разговора возникает ступор?

Apr 26, 2017 11:37


Я получил письмо:

У меня к Вам вопрос и, если можете, подскажите, как его решить правильно. Когда начинаю говорить, начинается такой ступор, что вылетают все слова из головы. Как это преодолеть? С уважением, Виталий, Киев.

***

Давайте подумаем: что такое состояние, которое называется “ступор”? Это когда человек не знает, что делать дальше.

Почему такое происходит?

Потому что вы должны сделать что-то, чего еще никогда не делали. Возможно пытались делать многократно, но так ни разу не смогли.

Значит, чтобы в следующий раз ступора не было, нужно сделать две вещи.


Первое: “отмотать ситуацию назад” и понять, что все-таки нужно было делать. Второе - и самое главное: в спокойной обстановке натренировать правильное действие до автоматизма. Тогда в следующий раз вам не придется думать, что делать. Вы автоматом сделаете заранее заготовленное действие.

Собственно во всех жизненных ситуациях, когда мы реагируем быстро, мы делаем ровно то же самое: повторяем еще раз многократно отрепетированное заранее действие.

Помните, как вы в первый раз жарили глазунью или катались на велосипеде? Наверняка, сначала яичница подгорала, а на ваших коленках и локтях были следы многочисленных велосипедных падений. Но сейчас же все хорошо, правда? Потому что вы многократно проделали правильное действие.

Знаете, почему футболисты перед ответственными матчами волнуются так, что у них буквально коленки трясутся, а когда выйдут на поле - все волнение тут же пропадает и они начинают отлично играть в футбол? Потому что, выйдя на поле, они делают то, что уже многократно повторяли.

Итак, чтобы ступора не было, нужно всего лишь заранее натренироваться, как реагировать на слова собеседника.

Но легко сказать! А как именно это сделать?

Давайте разберем две ситуации. Первая - если у вас разговорный барьер на уроках английского. Вторая - если у вас не получается говорить в реальной жизни.

***

Как преодолеть разговорный ступор на уроках английского.

Здесь вам должен помочь преподаватель. Если он видит, что вы молчите и не знаете, что сказать, то он должен начать фразу и жестом пригласить вас повторить ее. С таким расчетом, что закончить ее вы уже сможете сами.

Очень часто проблема именно в том, чтобы начать. Потому когда преподаватель скажет буквально два-три первых слова фразы, а вы их повторите, то все дальнейшее окажется гораздо легче.

Например, вы не знаете, как сказать: “Каждый раз, когда я вижу Джека Николсона, я думаю, что он похож на моего дядю”.

Преподаватель говорит: “Every time I see Jack...”, а вы повторяете начало и продолжаете: “Every time I see Jack Nicholson, I think that he looks like my uncle.”

Отлично! Но давайте подумаем: раз вы смогли сказать эту фразу только с помощью преподавателя, то, скорее всего, уже через десять минут снова забудете ее. Не говоря уже о том, чтобы в будущем сказать ее бегло и выразительно.

А ведь хочется, правда?

Для этого существует два простых секрета.

Первый. После того, как вы медленно и с трудом, но все-таки сказали правильную фразу, не поленитесь повторить ее тут же вслух два или три раза. Это как ходить по снегу: прошелся один раз - следы еле видно. А прошелся два-три раза - уже и маленькая тропинка получилась. И по этой тропинке вашей памяти будет гораздо легче добраться до нужного слова.

Второй. А если вы не хотите, чтобы “тропинку” через десять минут занесло снегом, а, наоборот, она превратилась в гладкую дорогу, то запишите фразу целиком, а потом возвратитесь к ней еще не меньше десяти раз.

Разумеется, очень скоро таких фраз накопится целый вагон; но, к счастью, для того, чтобы освежить фразу в памяти впоследствии, достаточно один раз четко и внятно произнести ее ВСЛУХ и понять. И все - можете переходить к следующей.

***

Как преодолеть разговорный ступор в реальной жизни.

Давайте признаем: даже у человека со словарным запасом в 100 английских слов не возникнет ступора в общении, если разрешить ему говорить с чудовищными ошибками, а если слово неизвестно, то выразительно продемонстрировать его жестом. Например, не знаешь, как сказать: “Твой начальник - жирный идиот”, ну и ладно! Скажи: “Your.... “, потом покажи жестом важного человека в галстуке, потом покажи руками пузо (“жирный”), ну и покрути пальцем у виска, чтобы изобразить идиота.

А почему, интересно, мы так не делаем? А потому что мы хотим во время разговора не просто выразить свою мысль, а сделать это красиво, бегло и без ошибок. Но, увы: для этого у нас за плечами должен быть очень большой опыт говорения подобных фраз. А если такого опыта нет, то и наступает пресловутый ступор.

Поэтому в такой ситуации секрет такой: донесите до собеседника вашу мысль всеми имеющимися у вас средствами. То есть, если не знаете, как сказать сложно, скажите то же самое попроще. И помогите себе жестами. Не знаете, как сказать: “В котором часу отходит паром до Майорки?”, так скажите что-нибудь вроде: “Когда стартует корабль до Майорки?” и жестом покажите время на часах и корабль на волнах.

Вы можете возразить, что ваш собеседник подумает о вас: “Фу, какой плохой английский!”. Но если вы так думаете, вы плохо знаете людей. Большинство из них во время разговора не оценивают вас на предмет владения языком. А просто пытаются понять вашу мысль. И радуются, когда им это удается. Поэтому, чем проще вы выразите свою мысль, тем больше шансов, что собеседник вас поймет. И будет этому рад.

Хотел бы подчеркнуть: это не призыв все время говорить на примитивном языке. Это лишь действенный способ преодолеть ступор в беседе. А чтобы язык был не примитивным, конечно, нужно регулярно заниматься и постепенно копить словарный запас - и это легко делать без стресса в домашней обстановке.

Маленький секрет хороших собеседников

Вот еще пара секретов, которые могут помочь вам в речи. Коротко их можно сформулировать так:

1) говорите по схеме: “тезис - пример”;

2) выразив несколько мыслей, спросите собеседника его мнение.

Давайте проясним эти две вещи. Очень часто во время разговора люди замолкают, потому что сказав некий тезис, не знают, что говорить дальше.

Например:

Миранда: “А где вы работаете?”

Педро: “Я пилот”.

Миранда: “Аааа...”

Неловкое молчание. А почему? А потому что Педро не захотел рассказать о деталях, а Миранда не догадалась спросить. А могло бы быть так:

Миранда: “А где вы работаете?”

Педро: “Я пилот. Облетел весь мир, не был только в Антарктиде. Провожу в воздухе больше времени, чем на земле”.

Миранда: “Правда? А где вам больше всего понравилось?”

Педро: “На Каймановых островах. Райский уголок! Все улыбаются, нет преступности, вечное лето. Скажите, Миранда, а вы когда-нибудь были на Карибах?”

Миранда: “Нет, но как раз планирую поехать на Барбадос следующим летом. Вы там тоже были?”

Педро: “Был, и могу даже подарить вам замечательный путеводитель по этой стране.”

Видите? Получился отличный разговор. Да еще и с возможным приятным продолжением... Почему? Потому что собеседники, сказав тезис, сразу подкрепляли его деталями. А потом задавали интересный вопрос.

***

Итак, чтобы ступора не было:

На уроках:

1) Тренируйтесь! Ступор - это незнание, что делать. Регулярно тренируя разговорную речь на уроках, вы избавитесь от непонимания, как действовать в реальной жизни;

2) просите преподавателя начать за вас фразу, а потом повторите ее и продолжайте дальше;

3) пока хорошая фраза лежит в вашей оперативной памяти, бегло повторите ее еще два или три раза;

3) записывайте хорошие фразы (целиком!) и впоследствии примерно десять раз возвращайтесь к ним. Во время повторения говорите каждую фразу по одному разу вслух.

В реальной жизни:

1) Выражайте свою мысль имеющимся у вас словарем, НЕ бойтесь говорить просто;

2) помогайте себе жестами;

3) говорите по схеме “тезис - пример”;

4) не говорите долго; сказав несколько фраз, задайте собеседнику интересный вопрос.

Очень надеюсь, что эти простые вещи помогут вам общаться по-английски с удовольствием.

До скорой встречи!

Anton Brejestovski

Об авторе этого блога Антоне Брежестовском - http://brejestovski.com/about

как эффективнее учить английский

Previous post Next post
Up