"Единственные" - притча о талантах

Feb 20, 2017 14:09

Оригинал взят у jarturalabaj в "Единственные" - притча о талантах
Сюжет романа представляет собой метафору евангельской притчи о талантах. Таланты, которые человек должен приумножить и дать в этом отчет, - это запас любви, полученный при рождении. Всю эту любовь человек в течение жизни должен потратить - без остатка, до копейки, до полушки. Раздать - возлюбленным, родителям, детям, внукам, друзьям, коллегам, соседям, собакам-кошкам, - посеяв в них семена ответной любви, запустив цепную реакцию добра. Всё, что он не потратит, - пропадет, и количество любви в мире уменьшится. Все, кому он недодал тепла и доброты (нелюбимые мужья и жены, нелюбимые или удушаемые вампирской "любовью" дети и внуки), в свою очередь, учатся недодавать. Копить, прятать, беречь неизвестно для кого (давным-давно убитого на войне жениха, обожаемого в джульеттовском возрасте красавца-актера) любовь, доброту, сопереживание, нежность. А они не копятся, не заготавливаются впрок - они от этого портятся, пропадают. Если ты сейчас не отдашь свою любовь реальным, живым людям - ты убавишь количество любви в этом мире, который и так задыхается от нелюбви. И погубишь себя, потому что неотданная, неподаренная любовь становится трупным ядом. Умирают - одинокими и глубоко несчастными, каждый по-своему - родители Илоны, спивается она сама, потому что "единственная" любовь к Андрею Буревому, скосившая ее чуть ли не в детстве, - это труп, разлагающийся у нее внутри. Этим она, кстати, здорово напомнила мне Луиджи Джильди из "Отблесков Этерны", страдающего по убитой "пантерке", с которой и знаком-то не был, и Снейпа, полжизни сохнущего по давно умершей, а при жизни не любившей его Лили.
Такая "любовь", адресованная пустоте, - самообман, приводящий к тотальному жизненному краху. И остается только порадоваться за Романа, вырвавшегося из ловушки многолетней любви к не любящей его Илоне и сумевшего ответить на чувство Аллочки. И за безропотную Ксюшу, затоптанную матерью до полной потери идентичности, но вывернувшуюся из-под нее с помощью Олега и дочки Машуни.
И за Илону, которая совсем было пошла ко дну, но вдруг оказалось, что она кого-то все-таки любит. Не по-джульеттовски, а по-человечески, не придуманного/недоступного, а реальных, живых людей - своих друзей, заботившихся о ней, когда она теряла берега и засыпала пьяная на лестнице.
И оказывается, что те, кто копит, прячет, хранит про запас любовь, - давно мертвы, они умерли еще при жизни. Поэтому ничуть не жаль старуху Лидию Константиновну, мать Ксюши, - вампира наконец упокоили. Еще и сольцой бы могилку присыпать, чисто на всякий случай. Поэтому такая тоска давит читателя в эпизодах смертей матери Илоны, так и не сумевшей полюбить ни мужа, ни дочь, и отца, загубившего свою жизнь с "единственной" не любящей женой (от которой он в итоге ушел, но другую полюбить, в отличие от зятя Романа, так и не смог).
И демон Однолюб, нашептывающий своим жертвам: "Ведь это твоя единственная любовь, не изменяй ей!" (т.е. сохни в тоске, будь несчастной и делай несчастными окружающих!) - "Это же твой единственный ребенок, живи ради него, забудь о себе!" (т.е. будь несчастной и сделай несчастным ребенка), воспринимается вполне органично. Так и должен вести себя бес, великий обманщик, мастер подмен, преследуя свою извечную цель - вовлечь как можно больше людей в цепную реакцию нелюбви и несчастья.
Десять баллов из десяти возможных. Снимаю шляпу.

книма

Previous post Next post
Up