Украина, как составляющее звено нового союза

Oct 31, 2011 21:25




Бредихин Антон Викторович - секретарь РРО "Союз Молодых Консерваторов" ВПП "Единая Россия"

Великие державы не могут ограничиваться исключительно территорией, заключенной их государственными границами. Они стремятся к расширению своего влияния, превращаясь во все более ярко выраженный геополитический центр. Кризисы и конфликты, происходящие на территории великих держав и приводящие, порой к падению их влияния и могущества приводят к утрате различных территориальных объектов, однако по окончанию кризиса великие державы стремятся восстановить свой геополитический статус. К числу подобных великих держав относится и Россия, ставшая политическим правопреемником Российской империи и СССР. Геополитическое положение и политическое влияние Российской Федерации и раскрывает в своей статье «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня», опубликованной 3 октября 2011 г. в газете «Известия» премьер-министр РФ Владимир Владимирович Путин.

Переломным моментом в восстановлении российского геополитического влияния Владимир Владимирович называет 1 января 2012 года, когда стартует важнейший интеграционный проект - Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана. Создание ЕЭП является знаковым событием, так как он выступает в качестве преемника предыдущих интеграционных образований на территории бывшего СССР. И в первую очередь он должен основываться на опыте СНГ. Но не забывать и об опыте своих других разноформатных предшественниках: Союзном государстве России и Беларуси, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийском экономическом сообществе, Таможенном союзе.

ЕЭП, как новое интеграционное образование будет учитывать в первую очередь опыт Евросоюза. Здесь будет принята «единая визовая и миграционная политика, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах. То есть творчески применить опыт Шенгенских соглашений, ставших благом не только для самих европейцев, но и для всех, кто приезжает работать, учиться или отдыхать в страны ЕС».

Особо следует отметить, что территория будущего Евразийского Союза не станет восстановлением СССР: «наивно пытаться реставрировать или копировать то, что уже осталось в прошлом». Однако интеграция государств является «велением времени». Будущее интеграционное образование станет в первую очередь своеобразным «мостом», призванным объединить Европу и динамичный Азиатско-Тихоокеанский регион. Весьма важно и то, что Евразийский Союз займет место центра дальнейших интеграционных процессов и будет открыт как для государств-членов СНГ, так и для всех желающих стать частью единого евразийского пространства: «это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами».

Вхождение в состав Таможенного Союза, а затем ЕЭП и Евразийского Союза рассматривается руководством многих стран. В первую очередь руководством стран-участниц СНГ. Украина не исключается из их числа, хотя Виктор Янукович и заявил о евроориентированности страны, но не забывает и восточном соседе.

Членство Украины в новом интеграционном образовании уже сейчас может быть подкреплено рядом экономических факторов. И в первую очередь следует рассмотреть региональные факторы и опыт работы еврорегионов - первых уровней интеграционных образований, принятых в ЕС, но уже как 20 лет образующихся и вне общего «европейского дома».

Подобные образования имеет и Украина, создав их как с регионами стран, входящих в Евросоюз, так и с Россией и Беларусью. Одной из функций еврорегионов является функция экономическая, когда в идеальной модели экономики субъектов еврорегиона сливаются в единое целое и граница между государствами уже не является преградой для потока товаров из одной части еврорегиона в другую. Идет и создание ряда общих экономических проектов, совместных предприятий. Здесь Украина оказывается в достаточно интересном положении: при желании стать страной-членом ЕзС ею был образован целый ряд еврорегионов вдоль западной границы: «Карпаты», «Днестр», «Буг», «Верхний Прут», «Нижний Дунай», которые активно поддерживались президентами Леонидом Кучмой и Виктором Ющенко, они же рассматривались и в качестве «мостиков» между ЕС и Украиной. Но есть и обратная сторона медали: различный уровень экономического развития стран-участниц еврорегиона не мог не отразиться на его работе. Украина не только не является членом ЕС, но и по макроэкономическим показателям с началом мирового финансового кризиса стала от Евросоюза еще дальше. Граница между входящими в состав еврорегионов территориями стран ЕС и Украины обозначилась ещё более резко, а о создании единого экономического пространства не может идти и речи. Виктором Янукович и его правительство пытаются обойти преграду, но на региональном уровне провал идеи уже очевиден.

Невозможность построения Украиной единого экономического пространства с Евросоюзом даже на региональном уровне говорит о том, что от прозападной политики и создания конфликтных ситуаций с Россией экономических выгод Украина не получит.

Здесь стоит вспомнить, что в начале своего прихода к власти Виктор Янукович активизировал работу еврорегионов на восточном направлении. Это еврорегионы «Днепр», «Ярославна», «Слобожанщина». Уже при нем был создан ранее «замороженный» еврорегион «Донбасс» и выдвинута инициатива создания еврорегиона «Азов». Все эти еврорегионы объединяет то, что совместно с украинскими территориями в них принимают участие административно-территориальные образования Российской Федерации.

Одним из важных успехов в развитии еврорегионов «Донбасс», «Днепр», «Ярославна», «Слобожанщина», образованных частями территорий Украины и РФ, стало возникновение в их рамках зон свободной торговли. Это - реальное экономическое преимущество над еврорегионами, формируемыми Украиной на западе, со странами Евросоюза… Идет создание добровольных кластерных объединений, реализация пилотных инвестиционных проектов. Есть плюсы для населения восточных еврорегионов: во многих из них предлагается отмена миграционных карт и регистрации при пересечении границы. А на межрегиональном форуме в Донецке Президентами двух стран были подписаны документы, подтверждающие принципы облегчения передвижения граждан через российско-украинскую границу.

Итак, мы можем увидеть довольно благоприятные тенденции для Украины в еврорегионах, образованных с участием России, и довольно жесткие ограничения и преграды на пути попыток создания единого экономического пространства в еврорегионах со странами-участницами ЕС. Однако официальный Киев почему-то не хочет это замечать и отдает свое предпочтение Зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕС, а не Таможенному союзу с Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Известен и другой крупный геоэкономический минус для Украины при ее вхождении в ЗСТ ЕС. Евросоюз стремится создать ЗСТ с Украиной, чтобы открыть для европейских товаров украинский рынок, но при этом для Украины Европа открывать свой рынок не собирается. К числу негативных последствий для Украины надо отнести в этом случае и потерю рынка стран Таможенного союза для украинских производителей металла и мясомолочной продукции. Особенно мрачную картину рисуют эксперты в сфере энергетики, признавая, что в случае роста цен на нефть и газ перед властью Украины встанет вопрос о сохранении «самодостаточности» топливно-энергетического комплекса страны и связанной с этим социальной стабильности.

Однако украинские власти стремятся не замечать выгод от вхождения в Таможенный, а затем и Евразийский Союз, и перешли в формат «двойной игры», стремясь получить бонусы, как от Евросоюза, так и от России.

Отказ лидеров европейских стран принять Януковича в Брюсселе повлек за собой весьма значимый резонанс и многие вполне серьезно заговорили о новом витке смены вектора украинской политики в сторону Москвы. Вице-премьер Сергей Тигипко, узнав о том, что договора об ассоциированном членстве Украины с ЕС возможно и не будет, заявил: «Если от Европейского Союза прозвучат абсолютно четкие сигналы ‘нет’, то вероятность переориентации на Таможенный союз достаточно большая».

Но! На проходившем российско-украинском форуме в Донецке так и не были достигнуты договоренности о вхождении Украины в состав Единого Экономического пространства и Таможенного Союза. Президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что не существует конкретных сроков для Украины по принятию ею решения о вхождении в состав ТС: «Мы ведем разговор, но не занимаем позицию, что до определенной даты вы должны определиться, иначе «до свидания». Здесь же им был оговорен и другой значимый пункт: Украина должна войти в ТС как полноправный член! Иных возможностей для страны не предусмотрено: «Не может быть вступления в Таможенный союз, как, кстати, скажем, и в Евросоюз, и в любой другой союз в каком-то особом формате. Если речь идет об интеграционных процессах, придется вступать полностью и подписывать все документы и брать на себя все обязательства».

Естественно, что такая позиция не понравилось Виктору Януковичу, который хотел видеть будущее страны как в формате «3+1» с Таможенным Союзом, так и в качестве страны-участника Зоны Свободно Торговли с Европейским Союзом. Отметил Янукович, что возможность рассмотрения взаимодействия с ТС будет рассмотрена лишь когда возникнут первые результаты работы ТС, то есть через 1-2 года: «Мир меняется, и мы понимаем, что экономический кризис, который продолжается в мире, заставляет многие государства искать формы, как защититься и использовать имеющиеся возможности. Мы всегда будем делать все, что будет соответствовать нашим национальным интересам». Заметим, что создать зону свободной торговли с Европой украинское руководство планирует к середине 2012 года. Таким образом, вопрос о членстве Украины в Таможенном Союзе автоматически отпадает! Свое предложение о вступлении страны в эту организацию власти Украины поднимут уже тогда, когда Украина создаст ЗСТ с ЕС, что противоречит правилам участия стран в работе Таможенного Союза и с юридической точки зрения не позволит принять Украину в состав данного интеграционного образования.

В это же время, но только в России произошло довольно значимое мероприятие. Премьер-министры стран-членов СНГ подписали 18 октября в ходе заседания глав правительств СНГ в Санкт-Петербурге соглашение о создании зоны свободной торговли СНГ. Украина вошла в состав пописавших этот договор стран. Как подчеркнул пресс-секретарь премьера Украины Николая Азарова Виталий Лукьяненко: «Начало действия зоны свободной торговли СНГ, которого Николай Янович ожидает 1 января 2012 года, даст прямой экономический эффект в плюс 2,5% роста ВВП. А это - 9 млрд грн. дополнительных налогов в бюджет Украины в 2012 году. Чтобы было понятно: 9 млрд - это, к примеру, весь бюджет Минздрава». Но и здесь все не так однозначно: украинским руководством не был отвергнут евроинтеграционный путь для страны, а вступление в ЗСТ СНГ отнюдь не рассматривается им в качестве альтернативы вступлению в ЗСТ ЕС. Премьер-министр Украины подчеркнул, что подписание соглашения о создании зоны свободной торговли в рамках Содружества Независимых Государств и подписание соглашения о зоне свободной торговли с ЕС - это пункты одного плана открытия для Украины внешних рынков для устойчивого экономического развития.

Прогнозы большинства аналитиков об отказе Украины от европейского пути не оправдались. И пусть Янукович не полетел на саммит в Брюссель, а в этот день пролетел над ним, направив свой самолет на Кубу. Украинские дипломаты делают свое дело. Украина оказалась в весьма благополучном для нее положении: у нее уже есть ЗСТ с СНГ и почти достигнуты договоренности по ЗСТ с ЕС. А большего от восточного вектора политики Виктору Януковичу и не нужно. Европейский путь для Украины и вхождение ее в состав Евросоюза вот основная цель, заложенная еще при Викторе Ющенко и продолжающаяся и при нынешней власти. «Бедные родственники» для ЕС все еще хотят попасть в «европейский дом», однако забывают, что, попав туда, могут потерять все договоренности с Россией, в том числе и ЗСТ с СНГ, вступлением в которую так гордится премьер Азаров.

Источник: Панславiстъ

Еврорегион Донбасс, ЕС, Еврорегион Карпаты, Еврорегион Слобожанщина, Таможенный Союз, Евразийский Союз, Еврорегион Днестр, Еврорегион Ярославна, Владимир Владимирович ПУТИН, Россия, Украина, Виктор Федорович ЯНУКОВИЧ

Previous post Next post
Up