Крах Европы: Прибалтийские сепаратисты готовятся к атаке

Dec 17, 2016 21:16


Политолог Антон Бредихин рассказал «ПолитЭксперту» о Brexit для Прибалтики.

«Единая Европа» или «Союз Сепаратистов»? Пожалуй, по отношению к прибалтийским республикам более подходит второе. Не сегодня-завтра этот регион потребует повторения шотландского прецедента.

Каталония, Северная Италия, Страна Басков… Что для Вильнюса, что для Риги, что для Таллина они далеки и звучат загадочно. Оно и понятно: для прибалтов Европейский Союз - это высшее благо, неделимое и нерушимое. Однако результаты Brexit показали, что не все так просто в европейском доме. Даже самые давние члены ЕС уходят из него. И заметим, что немногим ранее именно в Великобритании состоялся референдум о независимости Шотландии. Конечно официальному Глазго свободу не дали, но высокие мужи в Лондоне задумались и… покинули Европу вместе.

Это произошло в довольно процветающей части Старого Света. А что же остается ее депрессивным регионам, чье население от безысходности и безденежья спешными темпами пополняет ряды остарбайтеров? Многие районы стран Прибалтики, особенно в приграничье, после введения санкций ЕС против Российской Федерации, оказались в катастрофическом состоянии. И народ призадумался. Благо предпосылки имелись.

Так в восточной Латвии несколькими активистами в социальных сетях была создана Латгальская народная республика. Виртуальная. И что же? Все органы государственной власти и СМИ ополчились против новоявленных «сепаратистов». Мгновенно была найдена «рука Москвы». В Риге уже ожидали высадки «зеленых человечков». Паника началась в латвийском обществе. Конечно, за новостью о народной республике последовали опровергающие выступления лидеров Латгалии, в том числе и мэра второго по величине латвийского города Даугавпилса Яниса Лачплесиса. И вроде бы ситуация поутихла.
Однако исторические предпосылки говорят о том, что проблема не сошла на нет. Население Латгалии составляли славянские и финно-угорские племена. Имели они свою знать и феодалов. А в Российской Империи пользовались особыми правами. Во время референдума о статусе русского языка в Латгалии «за» проголосовало самое большое процентное количество населения по стране.

В 2012 году латвийский политический деятель Владимир Линдерман проводил дискуссию по автономному статусу Латгальського края. Потому и республику потребовать в современном состоянии они вполне могут.

А что же соседи? В Эстонии, например, на северо-востоке страны уже воссоздали Эстонскую Советскую Социалистическую Республику. Здесь и исторических прецедентов искать не надо. В Литве с этим все более обстоятельно. Жемайты, «последние язычники Европы», и младшие братья литовцев давно говорят о необходимости предоставления им особого статуса.

Столица государства - Вильнюс - вообще признается польским городом. А Варшава во всех попытках воссоздания Речи Посполитой «от можа до можа» старалась вернуть его под свой контроль. Так в 1920-е годы создавалось государство «Срединная Литва» под польским контролем. И думается, что сегодняшнее польское руководство, активно ведущее суды по передаче бывшего польского имущества по всей Украине, посылающее своих бойцов бороться с Донецкой и Луганской народными республиками, отнюдь не потеряло интереса к этому старинному городу.

Ну что ж, пока сепаратизм в Прибалтике носит латентный характер. Но экономическая дестабилизация, мигранты с Ближнего Востока, новый «Закат Европы» вполне могут не только его активизировать, но и привести к появлению новых прибалтийских государств. Благо исторический опыт имеется.

Антон Викторович Бредихин
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Центра политологических исследований ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,
научный сотрудник Центра проблем развития и модернизации ФГБНУ «Национальный институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук»

Литва, Эстония, ЕС, Латгалия, Прибалтика, Латвия

Previous post Next post
Up