Политолог
Антон Бредихин о торговле углем Донбасса с Украиной.
Хочет того Киев или нет, но дань Донбассу платить он обязан. Пусть даже в современных условиях, пока на него, как то предписывают Минские соглашения, не легло бремя восстановления объектов инфраструктуры народных республик. Пока же Украина регулярно перечисляет Донецку и Луганску финансовые транши в качестве оплаты поставленного угля, без которого она просто-напросто получит внеочередной «ледниковый период» и новый Майдан.
По данным информационного издания «Остров», которое несмотря на луганскую «прописку» к электронным СМИ ЛНР причислить никак невозможно, за 10 месяцев 2016 года Киевом на подконтрольной ему территории Донетчины и Луганщины было приобретено 7,2 млрд тонн угля. В то же время, в ДНР и ЛНР за этот же период было
закуплено на 11 млрд. гривен топлива. В такую сумму эксперты издания оценили финансовый трансфер, направленный Украиной в пользу народных республик. Сумма немалая, еще раз подтверждающая энергетическую зависимость Украины от русских республик Донбасса.
Конечно, в ответ на подобное мнение польются комментарии об обратной зависимости. «Это не Украина на «угольной игле» Донбасса, а ДНР и ЛНР существуют за счет Киева», - скажут т.н. «независимые» эксперты. Но позвольте. Глава ДНР Александр Захарченко неоднократно заявлял об активном поиске иных рынков сбыта угля Донбасса. Например, МИД и Министерство угля и энергетики республики активно ведут переговоры с Ираном, Сирией, странами Северной Африки. Поставки вполне могут осуществляться через ростовский морской порт Таганрог, который, собственно, входит в единую Донецко-Ростовскую трансграничную агломерацию. В тоже время, российский рынок никуда не уходит от народных республик. А на состоявшейся в начале осени выставке достижений народного хозяйства в Луганске была достигнута договоренность о поставках угля и объектов угольной промышленности в Абхазию.
А что на это в ответ может сказать Украина? У нее есть другие поставщики угля, способные заполнить пробел, возникающий при отказе от донбасского антрацита? Или имеются деньги в бюджете, чтобы платить за более дорогой европейский или какой-еще заокеанский кокс? Нет. И ситуация стала очевидна тогда, когда после объявления Киевом энергоблокады Крыма, ДНР остановила поезда с углем. И свет сразу же появился в домах крымчан. Подтверждает это и заявление Национальной комиссии по регулированию в области коммунальных услуг и энергетики Украины, которая считает необходимым отключение тепловых электростанций небольших предприятий и сел в период самых холодов с 25 ноября по 28 февраля. Объяснение одно: нехватка угля. Кроме Донбасса брать его негде.
Заметим, что торговые отношения Украины с республиками, пожалуй, можно считать абсолютным нонсенсом для украинских властей, потому как в них Киев платит всегда полностью и вовремя. И украинские гривны, хочет того Петр Порошенко или нет, но будут и дальше в многомиллиардном количестве идти в бюджеты Донецка и Луганска.
Антон Викторович Бредихин
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Центра политологических исследований ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,
научный сотрудник Центра проблем развития и модернизации ФГБНУ «Национальный институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук».