Местных жителей Торецка, попытавшихся ночью заблокировать движение военной техники ВСУ, ждет суд. Об этом уже поспешили заявить киевские власти. Между тем мотивы населения не сводятся к простой усталости от войны и желании жить лучше. Федеральное агентство новостей разбиралось в том, что довело людей в Торецке организовать открытый бунт, и какое будущее и ждет.
Если посмотреть Facebook руководителя полиции Донецкой области Вячеслава Аброськина, то версия событий вырисовывается следующая. Местные жители, почти все или в состоянии алкогольного подпития, или ранее судимые (всего около 100 человек) загородили дорогу, заблокировав движение военной техники. Аброськин дал приказ разблокировать путь, люди не послушались, но чуть позднее разошлись. Зачинщиков забрали в местное отделение полиции и уже пообещали впаять им сроки. Однако понятно, что когда новость дают украинские СМИ или представители власти, ее надо делить не то что надвое - на восемь частей.
Понятно, что очаги напряженности возникают в разных районах Украины. Может ли сложиться ситуация, при которой все эти единичные попытки перерастут во что-то серьезное вроде партизанской войны или даже целой народной революции?
«Партизанская война началась вместе с «русской весной», и больше двух лет народное сопротивление возникало местами. Вспомним, как собиралась народная бессарабская рада, призванная защитить интересы национальных общин в регионе и выступившая против украинской власти. На западе Украины, в том же
Закарпатье, часто проходят народные бунты, противостояние с «Правым сектором» (деятельность экстремистской организации запрещена в РФ - прим.
ФАН). Сейчас там тоже напряженная обстановка. Такие ситуации легко представить в Харькове или Киеве. Много убитых, и народ готов организовать не только социальный, но и вооруженный бунт. До сегодняшнего времени украинская власть пыталась пресекать их на корню, чтобы не было примеров Донецка и Луганска. Это и массовые посадки, и разгон демонстрации силовыми методами», - комментирует политолог, научный сотрудник ИМЭМО РАН Антон Бредихин.
Другое дело, что пока некому объединить все рычаги народного недовольства, взять их под себя. А ведь население того же Торецка выходит на улицы не только потому, что оно устало от войны.
«Непосредственно в этом городе серьезная ситуация с захоронением опасных веществ, там находится полигон химических отходов. Среди них - три десятка тонн фенолов, 40 тонн опаснейшего пиридина и тысячи тонн серной кислоты. Они находятся в нескольких километрах от линии соприкосновения. Любое попадание любого снаряда, стекание этих отходов в реку, которая протекает рядом, - и весь восток Украины, может, включая даже Ростовскую область РФ, получит вещество, по смертоносности близкое к цианистому калию. Это химическая катастрофа», - рассказывает корреспонденту ФАН журналист Юрий Кот.
По его словам, мэр города неоднократно обращался к Петру Порошенко, чтобы тот навел порядок, устранил опасность и прекратил боевые действия в окрестностях Торецка. Киевская администрация в ответ отправила отписки, будто специально консервируя эту мину замедленного действия, готовя химический Чернобыль для востока Украины.
«Местные жители видят горе, беду, опасность, отсутствие реакции от власти и то, что этот узел закручивается все жестче. Ситуация на востоке Украины ужасающая, много техники подведено со стороны Киева. Скоро все ждут наступления, а это новые смерти, новая кровь. И местное население понимает, что скоро снаряды будут лететь и в их дома, хотя сегодня они летят в сторону только домов жителей Луганска и Донецка. Вот они и пытаются выразить свой протест на Украине, которая на сегодня является полностью полицейским государством, где подавляется свобода и правда», - продолжает собеседник.
Ведь пружина не может бесконечно сжиматься. Рано или поздно движение начнется, и люди не просто будут выходить на улицы, а идти в Киев и задавать вопросы. Причем не только с палками в руках.
«И кстати, показателен инцидент, который произошел на этих выходных с так называемым «Батей» Лихолетом, когда всего 200 боевиков выставили в центре Киева условия и заставили власть в очередной раз нарушить закон. Порошенко дал приказ Национальной гвардии разогнать эти 200 человек, но сами полицейские сказали, что это - «наши побратимы», и трогать их не стали. Власть уже защищать некому. Это демонстративно произошло. Теперь тербаты понимают, что никто им противостоять не будет, что с той стороны полно побратимов, у которых тоже счеты к этой власти. Она тоже им много что обещала и ровным счетом ничего не сделала, кроме самообогащения», - считает Кот.
Ситуация взвинчивается, и повышение тарифов ЖКХ - еще одна мина замедленного действия, которая рванет к осени, когда включится отопление и пойдут новые платежки: за обычную двухкомнатную хрущевку придется платить около трех тысяч гривен. А жить-то на что? Впереди хаос, который невозможно остановить. Увы, Украина давно превратилась в пороховую бочку гражданских волнений и переворотов.
Дмитрий Пятов