Белоруссия и Украина в парадигме "Русского мира" и евразийской интеграции

Jun 14, 2016 12:19


"Русский мир" как идеология единства стран, являющихся наследниками Киевской Руси, Российской империи и СССР, объединенных русской культурой, языком и общей историей, что кстати расширяет границы "Русского мира" и включает в его состав и другие страны мира, имеет свою практическую реализацию в форме Евразийского Экономического Союза. Данное молодое наднациональное образование сегодня можно считать наиболее удачным проектом интеграции стран постсоветского пространства в сфере экономического, гуманитарного и политического сотрудничества.
"Славянский треугольник", составляющий центр "Русского мира": Россия, Белоруссия и Украина в процесс евразийской интеграции включен не полностью. Украина, после событий 2013-2014 гг., охарактеризованных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в качестве антиконституционного государственного переворота, повлекшего целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, приостановления сотрудничества в области ВПК и присоединения к антироссийским санкциям, определила для себя евроинтеграционный путь развития. Однако в сложившейся ситуации именно на Белоруссии лежит роль посредника, способного найти выход из кризиса в отношениях русских идентичностей.
В настоящее время Киев и Минск объединены не только Зоной свободной торговли в рамках Содружества Независимых Государств, которая не действует в российско-украинских отношениях с 1 января 2016 года, но и благодаря институтам трансграничной интеграции каковыми выступают еврорегионы. При этом один из них имеет "проевропейскую" ориентацию, а другой "проевразийскую". В 1995 году был создан еврорегион "Буг", в состав которого в настоящее время входят Брестская область Белоруссии, Волынская область, Сокальский и Жовковский районы Львовской области Украины и Люблинское воеводство Польши. Взаимодействие входящих в еврорегион субъектов направлено на развитие взаимовыгодных отношений, сотрудничество в социальной и культурной сферах, а также по вопросам экологии, предупреждения чрезвычайных ситуаций, содействие развитию контактов между соседними регионами в сферах экономики, коммуникаций, транспорта, связи, территориального планирования, сотрудничество органов местного самоуправления и контактов простых людей.
А в 2003 году создается еврорегион "Днепр", в число участников которого входят Брянская область России, Гомельская область Белоруссии, Черниговская область Украины. К приоритетным направлениям сотрудничества в рамках трансграничного образования отнесены всестороннее экономическое развитие, региональное развитие, коммуникации, транспорт, связь, образование, охрана здоровья, спорт и туризм, охрана и улучшение состояния окружающей среды, ликвидация чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий, содействие расширению контактов между жителями приграничных территорий, развитию сотрудничества между учреждениями, организациями и субъектами хозяйственной деятельности.
Данные трансграничные образования выступают в качестве "мостиков" локальной интеграции, способствующие "размытию границы" между двумя странами, установлению межгосударственного диалога на уровне субъектов Украины и Белоруссии. Создание еврорегионов в Европейском Союзе несло на себе роль не только либерализации границ, но и постепенное формирование единого экономического, нормативно-правового и политического пространства. Особенно активно приграничные формы интеграции создаются кандидатами в члены ЕС. Так почему не использовать подобный опыт в деле евразийской интеграции и укреплении "Русского мира" и не включить их в единую систему ЕАЭС? И здесь Белоруссии отведена важная роль медиатора в ситуации значительного ухудшения российско-украинских отношений.

Не менее значимую роль в созидании "Русского мира" Минск приобрел благодаря предоставления своей территории в качестве диалоговой площадки по урегулированию конфликта в Донбассе. Донецкая и Луганская народные республики, выступая в качестве форпоста "Русского мира" в противостоянии националистическому режиму Киева, получили в лице Белоруссии не только место для проведения Минского переговорного процесса, но и экономического партнера. Автор статьи лично наблюдал то, что товары украинского производства на прилавках Луганска получили качественную альтернативу в виде белорусских продуктов. В Донецкой народной республике доля импорта товаров из Белоруссии на 2016 год составляет 2,8%, что ставит ее на третье место после Российской Федерации и Луганской народной республики.
Минск с сочувствием отнесся к вынужденным переселенцам из зоны действия конфликта, в связи с чем Президентом Белоруссии Александром Лукашенко был подписан Указ от 30 августа 2014 года № 420 "О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь", снимающий пошлины с беженцев, определяющим возможность их трудоустройства и получения образования. Была создана база вакансий, в том числе и работ обеспечивающих жильем. Указом от 10 августа 2015 года № 349 "О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь" от оплаты проезда по платным дорогам были освобождены машины, с регистрационными номерами Донетчины и Луганщины. Кроме того, прием в высшие учебные заведения Белоруссии как на бюджетной, так и коммерческой основе стал возможен по аттестатам, выданным Донецкой и Луганской народными республиками. Открытым для Белоруссии стоит вопрос признания паспортов народных республик.
Немаловажно на наш взгляд и то, что Александр Лукашенко имеет выстроенную систему отношений с Президентом Украины Петром Порошенко. По многим вопросам Минск придерживается достаточно независимой позиции от Москвы. В частности, им не признана независимость Абхазии и Южной Осетии, а также принадлежность Республики Крым и Севастополя Российской Федерации, что недавно вызвало скандал в СМИ в связи с продажей соответствующих глобусов. Подобный подход располагает Киев к диалогу о чем говорят периодические встреч лидеров двух стран.
В дальнейшем, роль Белоруссии в диалоге между ЕАЭС и Украиной, будет только возрастать. Это достаточно положительная тенденция для всех стран-участниц евразийского интеграционного объединения. Ею должна воспользоваться и Российская Федерация, которая не может терять контактов с украинским соседом. Тем более в условиях, когда следующим Президентом Украины вполне может стать пророссийский (проевразийский) лидер, например, нынешний глава Донецкой народной республики Александр Захарченко.

Бредихин Антон Викторович - научный сотрудник Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН
выступление на Круглом столе «Проблема Русского мира в восприятии элит Белоруссии» в Институте стран СНГ

Петр Порошенко, Донбасс, ЛНР, Русский мир, еврорегионы, Александр Григорьевич ЛУКАШЕНКО, Донецкая народная республика, Белоруссия, Александр Захарченко, ДНР, Евразийский Союз, Россия, Украина

Previous post Next post
Up