«Замороженный» этнополитический конфликт в Закарпатском регионе Украины: некоторые аспекты

Aug 13, 2011 09:53




Сведения об авторе: Бредихин Антон Викторович, студент 5 курса по специальности политология, Южный Федеральный университет (г. Ростов-на-Дону). Научные интересы: украинистика.

Аннотация: Международные конфликты в современном мире играют крайне важную роль. Особо среди них нужно выделить этнополитические конфликты. Этнополитический конфликт по оси «официальный Киев VS Русинское национальное движение» имеет особый статус в виду своего важного геоэкономического значения.

«Замороженный» этнополитический конфликт в Закарпатском регионе Украины: некоторые аспекты

С распадом СССР и ОВД в странах Центральной и Восточной Европы стала наблюдаться тенденция трансформации прежних государственных образований. Все это повлекло к стремлению ряда «нетитульных» наций обрести свою политическую идентичность и сформировать свои политические объединения, закрепив их в рамках международного права, опираясь на «право нации на самоопределение». Данное стремление ведет к образованию этнополитических конфликтов, предпосылками к которым становятся желания этнических элит обрести свое государство или получить автономию региона. К числу подобных элит относится и элита русинского политического движения.
Русины, являясь автохтонным населением Закарпатского региона Украины, начали выражать свое желание образовать автономию в сентябре 1990 г., когда «Общество подкарпатских русинов» приняло «Декларацию о возврате прав самобытного народа русинам и восстановления русинской автономии». Дальнейший кризис советского правительства способствовал проведению референдумов в союзных республиках по вопросу выхода из состава СССР. На нем русины не только поддержали независимость Украинской республики (референдум 1 декабря 1991 года, до этого все массово голосовали за сохранение СССР), но и получение Закарпатьем статуса «самоуправляемой территории». Правительство Кучмы постаралось не принять во внимание именно этот второй пункт референдума, а дальнейшие решения Закарпатского облсовета никак не рассматривались в Киеве.
При президентстве Кравчука, Кучмы и Ющенко была принята политика замалчивания «русинского вопроса». Тогда же был принят «План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов», разработанный на основании поручений Кабинета Министров Украины № 1626/31 от 05.09.96 г. и 176/34 от 25.09.96 г. На основании данного плана украинское правительство ставило задачи: «1. Четко очертить и задекларировать, основываясь на положениях Конституции Украины, в частности ее статьи 2, позицию Украинского государства в отношении бесперспективности идей отделения или автономизации Закарпатья на любой основе - культурной, этнической, административно-территориальной и т.д. Возложить на посольства Украины в Словакии, Чехии, Венгрии, Польши организацию серий публикаций в СМИ стран пребывания в отношении позиции Украины в вопросе русинства. Обеспечить посольства Украины в указанных странах необходимыми для организации публикаций материалами. 2. Выработать систему мероприятий, основанных на укреплении позиции украинскости Закарпатья (язык, культура, кадровая политика)…Создать учебники и произведенная, интерпретирующие историю украинцев-русинов Закарпатья - как неотъемлемой части истории украинского этноса ... Расширить подачу в СМИ материалов по Закарпатью, акцентирующих внимание на том, что этот регион является исконно украинской территорией, а местные украинцы - неотъемлемая часть украинской нации…3. Предотвратить проведение локальных референдумов с целью выявления «самоидентификации» украинцев Закарпатья (русины или украинцы)».[1, c.196]
Таким образом, официальный Киев выстраивал свою внутреннюю политику в плане укрепления формирующейся украинской нации и недопущения возможности становления своей национальной идентичности у субэтносов, близких украинскому. Проводилась и профилактика возможных ситуаций возникновения сепаратистских движений, в связи с чем вводился пункт о том, что следует «провести предупредительно-разъяснительную работу с лидерами и активистами движения «политического русинства", направленную на недопущение усиления влияния политических структур сепаратисткой направленности. Довести до членов незарегистрированного областного "Общества подкарпатских русинов" и созданного им "временного правительства" о нормах ответственности административного и уголовного законодательства Республики Украина (ст. 187-8 УК)».
Непризнание официальным Киевом русинов в качестве народа способствовало и введению понятия русинов как этногруппы украинского народа. Согласно данным современной украинистики, русины определяются следующим образом: это "самоназвание украинцев западных регионов Украины - Галиции, Буковины, Закарпатья, представителей коренных этнических групп на территории Словакии, Румынии, Венгрии, а также переселенцев из Западной Украины в государства бывшей Югославии, в западной украинской диаспоре. Бытует также самоназвание "русини-українці". При всей исторической, культурной, языковой общности с украинским населением других регионов Украины они имеют региональные этнокультурные, диалектно-языковые особенности". [2, c. 208]
Естественными лоббистами русинского движения в Киеве можно считать многих представителей Закарпатья. В ноябре 1998 г. в Верховной Раде Украины выступал народный депутат от Закарпатья Иван Мигович, член фракции коммунистов. Он выступил с обращением ко всем народам Украины - русским, румынам, венграм, полякам, крымским татарам и др. -на защиту «співвітчизників-русинів» И решительно выступил против того, чтобы политических русинов называли сепаратистами. Политическую оценку этого «слова за русинів» дал народный депутат, ныне покойный Вячеслав Черновил. Вот его слова: «Перед опасностью этнокультурной ассимиляции, территориально-экономической экспансии и агрессивного менталитета галичан, русины начали заявлять про свои гражданские права».[3]
Позиция Сергея Ратушняка и Виктора Балоги хоть на настоящий момент и носит некий антирусинский оттенок, но лидеры русинского движения подчеркивают их принадлежность к русинству в целом. Настоятель Крестовоздвиженского собора города Ужгорода (УПЦ МП) протоиерей Дмитрий Сидор, говоря об антирусинском характере выступлений Ратушняка и Балоги, отмечает: «Мы, русины, своих уважаем, даже если они что-то и недопонимают в правовых вопросах русинской политической нации или сами не ладят между собой. Это легко восстановить».[4]
Сам же Виктор Балога, договариваясь с Виктором Януковичем о сотрудничестве и подчеркивая готовность ЕЦ поддержать Президента и Кабинет министров в проведении реформ, не забывает о своих интересах.[5] Одним из пунктов дальнейших соглашений может стать обеспечение интересов Балоги в Закарпатском регионе и его возможность влияния на русинское движение.
Несмотря на частичную кооптацию закарпатской элиты в государственную систему Украины Официальный Киев так и не занялся более детальным рассмотрением статуса русинов. Самими русинами был проведен ряд мероприятий по установлению и закреплению их в качестве народа, а также выпущены заявления об объявлении независимости Подкарпатской Руси.
Начало нового «парада суверенитетов» способствовало и тому, что русины напомнили Киеву о своем желании обрести независимость. 22 февраля 2008 г. о. Дмитрий Сидор выступил на пресс-конференции в Москве в ИА REGNUM с заявлением: «Конституция Украины не соблюдается в отношении русинов, и это вынуждает нас добиваться самоопределения за пределами украинского государства. 15 декабря 2007 г. мы приняли уже третью декларацию о самоопределении. Мы просим признать нас самоуправляемой территорией под контролем России и ЕС, являющихся правопреемниками СССР и Чехословакии. Косовский прецедент не является для нас прецедентом, так как Косово незаконно отделилось от Сербии - в нарушение международного права и при поддержке США. Мы же живем на своей исторической земле и, в отличие от Косово, имеем право на самоопределение».[6]
Позиция лидеров русинского движения не ведет к расколу страны, а лишь способствует поддержанию прав ее народов на свои гражданские права. 28 октября 2008 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM глава Сойма (парламента) Подкарпатской Руси протоиерей Дмитрий Сидор заявил: "Мы не сепаратисты, мы согласны оставаться в составе Украины в статусе республики, который мы имели до вхождения в состав СССР и который подтвердили на референдуме 1991 года".[7] Из этого выходит, что политическое русинство ставит задачу восстановления своих исторических прав, которыми они обладали еще до вхождения в состав СССР на основании Сен-Жерменских соглашений, а конкретнее - права на автономную республику. Автономный же статус Подкарпатская Русь имела как в составе Венгрии, так и в составе межвоенной Чехословакии.
25 апреля 2009 года в г. Пардубице (Чехия) состоялся первый Мировой конгресс подкарпатских русинов, который принял Декларацию, содержащую в себе основные конституционные положения русинского государства. В ней есть обращение ко всем русинам мира и главам государств с просьбой поддержать восстановленную 1 декабря 2008 года государственность Республики Подкарпатская Русь - материнского государства всех русинов мира.[8]
Декларация определяла государственное устройство республики (парламентскую республику), государственные (русский и русинский) и региональные (венгерский, румынский, украинский) языки. Так же Республика Подкарпатская Русь признавала государственность Украины, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
Как подчеркивает политолог Владимир Букарский, «русины за все годы своего существования выстрадали право на самоопределение… Одними из первых независимость РПР могут признать участники "Сообщества за демократию и права народов" - Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. Прямые отношения с Подкарпатской Русью может установить и Гагаузская автономия».[9]
Решение русинского вопроса может быть возможным лишь в проекции возможной федерализации страны. Предоставление прав автономии Подкарпатской Руси будет способствовать стабилизации положения в регионе, а русины получат права, на которые претендуют последние 20 лет. Потому Виктором Федоровичем Януковичем и Кабмином должны быть приняты все меры по решению данного вопроса. Об этом к нему уже обращались в «Открытом письме представителей российской общественности Президенту Украины В.Ф. Януковичу» представители русинской диаспоры в России, священнослужители РПЦ, представители Ассоциации православных экспертов, эксперты-русинисты РАН и ЮФУ.

Литература

1. План мероприятий по решению проблем украинцев-русин // Русин. 2006. №3.
2. Етнічний довідник. Етнічні меншини в Україні. Київ, 1996.
3. Мишанич О. Політичне русинство: історія і сучасність Ідейні джерела закарпатського регіонального сепаратизму. URL: http://www.ukrcenter.com
4. Отец Димитрий Сидор: государственность русинов никто не отменял. (Часть II) // Одна Родина - Фонд стратегической культуры. URL: http://odnarodyna.ru/topics/2/339.html
5. Балога готов сотрудничать с Януковичем// Одна Родина - Фонд стратегической культуры. URL: http://odnarodyna.ru/news.php?n_id=4855
6. Досталь М. Борьба закарпатских русинов за автономию. Постсоветский период) // Одна Родина - Фонд стратегической культуры. URL: http://odnarodyna.ru/ /articles/17/448.html
7. Попов Э. Восстановление автономии русинов Закарпатья - шаг к федерализации Украины // Одна Родина - Фонд стратегической культуры. URL: http://odnarodyna.ru//topics/1/97.html
8. Первый Мировой конгресс подкарпатских русинов признал Украину, Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье // ИА REGNUM. URL: www.regnum.ru/news/1157068.html
9. Кто признает Подкарпатскую Русь? // Одна Родина - Фонд стратегической культуры. URL: http://odnarodyna.ru/news.php?n_id=1551

Материал взят из группы "Международный имидж России"

о. Дмитрий СИДОР, Вячеслав Максимович ЧЕРНОВОЛ, СССР, РПЦ, Петр Иванович ГЕЦКО, Венгрия, Русины, Южная Осетия, Абхазия, Леонид Макарович КРАВЧУК, Виктор Андреевич ЮЩЕНКО, Виктор Иванович БАЛОГА, Украина, Леонид Данилович КУЧМА, Виктор Федорович ЯНУКОВИЧ

Previous post Next post
Up