Сведения об авторе: Бредихин Антон Викторович, студент 5 курса по специальности политология, Южный Федеральный университет (г. Ростов-на-Дону). Научные интересы: украинистика.
Аннотация: Международные конфликты в современном мире играют крайне важную роль. Особо среди них нужно выделить этнополитические конфликты. Этнополитический конфликт по оси «официальный Киев VS Русинское национальное движение» имеет особый статус в виду своего важного геоэкономического значения.
«Замороженный» этнополитический конфликт в Закарпатском регионе Украины: некоторые аспекты
С распадом СССР и ОВД в странах Центральной и Восточной Европы стала наблюдаться тенденция трансформации прежних государственных образований. Все это повлекло к стремлению ряда «нетитульных» наций обрести свою политическую идентичность и сформировать свои политические объединения, закрепив их в рамках международного права, опираясь на «право нации на самоопределение». Данное стремление ведет к образованию этнополитических конфликтов, предпосылками к которым становятся желания этнических элит обрести свое государство или получить автономию региона. К числу подобных элит относится и элита русинского политического движения.
Русины, являясь автохтонным населением Закарпатского региона Украины, начали выражать свое желание образовать автономию в сентябре 1990 г., когда «Общество подкарпатских русинов» приняло «Декларацию о возврате прав самобытного народа русинам и восстановления русинской автономии». Дальнейший кризис советского правительства способствовал проведению референдумов в союзных республиках по вопросу выхода из состава СССР. На нем русины не только поддержали независимость Украинской республики (референдум 1 декабря 1991 года, до этого все массово голосовали за сохранение СССР), но и получение Закарпатьем статуса «самоуправляемой территории». Правительство Кучмы постаралось не принять во внимание именно этот второй пункт референдума, а дальнейшие решения Закарпатского облсовета никак не рассматривались в Киеве.
При президентстве Кравчука, Кучмы и Ющенко была принята политика замалчивания «русинского вопроса». Тогда же был принят «План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов», разработанный на основании поручений Кабинета Министров Украины № 1626/31 от 05.09.96 г. и 176/34 от 25.09.96 г. На основании данного плана украинское правительство ставило задачи: «1. Четко очертить и задекларировать, основываясь на положениях Конституции Украины, в частности ее статьи 2, позицию Украинского государства в отношении бесперспективности идей отделения или автономизации Закарпатья на любой основе - культурной, этнической, административно-территориальной и т.д. Возложить на посольства Украины в Словакии, Чехии, Венгрии, Польши организацию серий публикаций в СМИ стран пребывания в отношении позиции Украины в вопросе русинства. Обеспечить посольства Украины в указанных странах необходимыми для организации публикаций материалами. 2. Выработать систему мероприятий, основанных на укреплении позиции украинскости Закарпатья (язык, культура, кадровая политика)…Создать учебники и произведенная, интерпретирующие историю украинцев-русинов Закарпатья - как неотъемлемой части истории украинского этноса ... Расширить подачу в СМИ материалов по Закарпатью, акцентирующих внимание на том, что этот регион является исконно украинской территорией, а местные украинцы - неотъемлемая часть украинской нации…3. Предотвратить проведение локальных референдумов с целью выявления «самоидентификации» украинцев Закарпатья (русины или украинцы)».[1, c.196]
Таким образом, официальный Киев выстраивал свою внутреннюю политику в плане укрепления формирующейся украинской нации и недопущения возможности становления своей национальной идентичности у субэтносов, близких украинскому. Проводилась и профилактика возможных ситуаций возникновения сепаратистских движений, в связи с чем вводился пункт о том, что следует «провести предупредительно-разъяснительную работу с лидерами и активистами движения «политического русинства", направленную на недопущение усиления влияния политических структур сепаратисткой направленности. Довести до членов незарегистрированного областного "Общества подкарпатских русинов" и созданного им "временного правительства" о нормах ответственности административного и уголовного законодательства Республики Украина (ст. 187-8 УК)».
Непризнание официальным Киевом русинов в качестве народа способствовало и введению понятия русинов как этногруппы украинского народа. Согласно данным современной украинистики, русины определяются следующим образом: это "самоназвание украинцев западных регионов Украины - Галиции, Буковины, Закарпатья, представителей коренных этнических групп на территории Словакии, Румынии, Венгрии, а также переселенцев из Западной Украины в государства бывшей Югославии, в западной украинской диаспоре. Бытует также самоназвание "русини-українці". При всей исторической, культурной, языковой общности с украинским населением других регионов Украины они имеют региональные этнокультурные, диалектно-языковые особенности". [2, c. 208]
Естественными лоббистами русинского движения в Киеве можно считать многих представителей Закарпатья. В ноябре 1998 г. в Верховной Раде Украины выступал народный депутат от Закарпатья Иван Мигович, член фракции коммунистов. Он выступил с обращением ко всем народам Украины - русским, румынам, венграм, полякам, крымским татарам и др. -на защиту «співвітчизників-русинів» И решительно выступил против того, чтобы политических русинов называли сепаратистами. Политическую оценку этого «слова за русинів» дал народный депутат, ныне покойный Вячеслав Черновил. Вот его слова: «Перед опасностью этнокультурной ассимиляции, территориально-экономической экспансии и агрессивного менталитета галичан, русины начали заявлять про свои гражданские права».[3]
Позиция Сергея Ратушняка и Виктора Балоги хоть на настоящий момент и носит некий антирусинский оттенок, но лидеры русинского движения подчеркивают их принадлежность к русинству в целом. Настоятель Крестовоздвиженского собора города Ужгорода (УПЦ МП) протоиерей Дмитрий Сидор, говоря об антирусинском характере выступлений Ратушняка и Балоги, отмечает: «Мы, русины, своих уважаем, даже если они что-то и недопонимают в правовых вопросах русинской политической нации или сами не ладят между собой. Это легко восстановить».[4]
Сам же Виктор Балога, договариваясь с Виктором Януковичем о сотрудничестве и подчеркивая готовность ЕЦ поддержать Президента и Кабинет министров в проведении реформ, не забывает о своих интересах.[5] Одним из пунктов дальнейших соглашений может стать обеспечение интересов Балоги в Закарпатском регионе и его возможность влияния на русинское движение.
Несмотря на частичную кооптацию закарпатской элиты в государственную систему Украины Официальный Киев так и не занялся более детальным рассмотрением статуса русинов. Самими русинами был проведен ряд мероприятий по установлению и закреплению их в качестве народа, а также выпущены заявления об объявлении независимости Подкарпатской Руси.
Начало нового «парада суверенитетов» способствовало и тому, что русины напомнили Киеву о своем желании обрести независимость. 22 февраля 2008 г. о. Дмитрий Сидор выступил на пресс-конференции в Москве в ИА REGNUM с заявлением: «Конституция Украины не соблюдается в отношении русинов, и это вынуждает нас добиваться самоопределения за пределами украинского государства. 15 декабря 2007 г. мы приняли уже третью декларацию о самоопределении. Мы просим признать нас самоуправляемой территорией под контролем России и ЕС, являющихся правопреемниками СССР и Чехословакии. Косовский прецедент не является для нас прецедентом, так как Косово незаконно отделилось от Сербии - в нарушение международного права и при поддержке США. Мы же живем на своей исторической земле и, в отличие от Косово, имеем право на самоопределение».[6]
Позиция лидеров русинского движения не ведет к расколу страны, а лишь способствует поддержанию прав ее народов на свои гражданские права. 28 октября 2008 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM глава Сойма (парламента) Подкарпатской Руси протоиерей Дмитрий Сидор заявил: "Мы не сепаратисты, мы согласны оставаться в составе Украины в статусе республики, который мы имели до вхождения в состав СССР и который подтвердили на референдуме 1991 года".[7] Из этого выходит, что политическое русинство ставит задачу восстановления своих исторических прав, которыми они обладали еще до вхождения в состав СССР на основании Сен-Жерменских соглашений, а конкретнее - права на автономную республику. Автономный же статус Подкарпатская Русь имела как в составе Венгрии, так и в составе межвоенной Чехословакии.
25 апреля 2009 года в г. Пардубице (Чехия) состоялся первый Мировой конгресс подкарпатских русинов, который принял Декларацию, содержащую в себе основные конституционные положения русинского государства. В ней есть обращение ко всем русинам мира и главам государств с просьбой поддержать восстановленную 1 декабря 2008 года государственность Республики Подкарпатская Русь - материнского государства всех русинов мира.[8]
Декларация определяла государственное устройство республики (парламентскую республику), государственные (русский и русинский) и региональные (венгерский, румынский, украинский) языки. Так же Республика Подкарпатская Русь признавала государственность Украины, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
Как подчеркивает политолог Владимир Букарский, «русины за все годы своего существования выстрадали право на самоопределение… Одними из первых независимость РПР могут признать участники "Сообщества за демократию и права народов" - Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. Прямые отношения с Подкарпатской Русью может установить и Гагаузская автономия».[9]
Решение русинского вопроса может быть возможным лишь в проекции возможной федерализации страны. Предоставление прав автономии Подкарпатской Руси будет способствовать стабилизации положения в регионе, а русины получат права, на которые претендуют последние 20 лет. Потому Виктором Федоровичем Януковичем и Кабмином должны быть приняты все меры по решению данного вопроса. Об этом к нему уже обращались в «Открытом письме представителей российской общественности Президенту Украины В.Ф. Януковичу» представители русинской диаспоры в России, священнослужители РПЦ, представители Ассоциации православных экспертов, эксперты-русинисты РАН и ЮФУ.
Литература
1. План мероприятий по решению проблем украинцев-русин // Русин. 2006. №3.
2. Етнічний довідник. Етнічні меншини в Україні. Київ, 1996.
3. Мишанич О. Політичне русинство: історія і сучасність Ідейні джерела закарпатського регіонального сепаратизму. URL:
http://www.ukrcenter.com4. Отец Димитрий Сидор: государственность русинов никто не отменял. (Часть II) // Одна Родина - Фонд стратегической культуры. URL:
http://odnarodyna.ru/topics/2/339.html 5. Балога готов сотрудничать с Януковичем// Одна Родина - Фонд стратегической культуры. URL:
http://odnarodyna.ru/news.php?n_id=4855 6. Досталь М. Борьба закарпатских русинов за автономию. Постсоветский период) // Одна Родина - Фонд стратегической культуры. URL:
http://odnarodyna.ru/ /articles/17/448.html
7. Попов Э. Восстановление автономии русинов Закарпатья - шаг к федерализации Украины // Одна Родина - Фонд стратегической культуры. URL:
http://odnarodyna.ru//topics/1/97.html 8. Первый Мировой конгресс подкарпатских русинов признал Украину, Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье // ИА REGNUM. URL: www.regnum.ru/news/1157068.html
9. Кто признает Подкарпатскую Русь? // Одна Родина - Фонд стратегической культуры. URL:
http://odnarodyna.ru/news.php?n_id=1551 Материал взят из группы
"Международный имидж России"