О том, как может развиваться судьба самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик,
«ПолитЭксперт» поинтересовался у политолога, координатора движения «Донбасс за Евразийский Союз» Антона Бредихина.
Ред.: Накануне лидер самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко заявил, что Донецкая область, разрезанная сегодня линией фронта, в итоге вновь станет единой и будет жить под флагами ДНР. Антон Викторович, на ваш взгляд, каким образом это произойдет? Ведь учитывая непримиримость Киева в желании вернуть Донбасс, вряд ли можно говорить о том, что Украина отдаст ДНР контролируемые территории.
Бредихин: Отдаст - не отдаст Киев Донбасс? Его, во-первых, спрашивать никто не будет. Надо понимать, что на территории, оставшейся у Киева - Счастья и других населенных пунктов Луганской и Донецкой областей - живет то же самое население, что в Донецкой и Луганской народных республиках. Эти люди точно так же проводили референдум, люди голосовали за выход из состава Украины.
Люди и сейчас, находясь под украинским гнетом, способны поднять восстание при необходимости и при возможности. Главное для этого, чтобы была позиция сильная. Если будет принято такое решение, то войска народных республик уже в течение суток будут стоять на границе Донецкой и Луганской областей. А если надо будет, то пойдут и дальше. Люди говорят, что есть сдерживающие факторы. Но в то же время, если будет дан приказ, украинская армия тут же разбежится. ВСУ деморализованы, они не смогут противостоять донецким и луганским ополченцам. Поэтому если потребуется и будет отдан приказ, то ДНР и ЛНР превратятся в новую западную границу.
Ред.: Сегодня Захарченко огласил санкционный список украинских политиков, направил в ООН заявление о невыполнении Киевом Минских договоренностей. В настоящее время в ДНР готовятся к выдаче собственных паспортов. Можно ли считать эти и другие проявления самостоятельности ДНР признаком состоявшейся государственности?
Бредихин: Ну, конечно! Уже более двух лет строятся ДНР и ЛНР. Мы видим, что народные республики всячески стремятся, чтобы международные правовые институты, другие государства признали их независимость. Они показывают общественности и международным организациям, в частности, Минским процессом, что именно со стороны Донецка и Луганска есть стремление к миру. И это стремление к миру реализуется как раз благодаря тому, что они независимы от Киева.
Захарченко, в общем-то, лидер всего Донбасса, не только Донецка, но и Луганска. И перспективы у него очень велики. Осталось понять, в каком статусе дальше будут существовать Донецкая и Луганская народные республики. Если они останутся в таком виде, как сейчас, то это будет конфедерация Новороссия, большого Донбасса.
Если вдруг будут реализованы Минские соглашения, и Донбасс получит автономию от Украины, то Захарченко станет лидером всего Юго-востока, всей большой Новороссии. И в таком случае может представлять ее интересы не только в Верховной Раде, но и в других органах будущей Украины, но уже не Украины в ее нынешнем состоянии, а Украины-Новороссии в перерожденном состоянии.
Ред.: Сегодня можно прогнозировать, как будет выглядеть Украина в среднесрочной перспективе?
Бредихин: Украинские ученые, в частности главный научно-исследовательский центр Украины говорят, что может быть три варианта. Первый вариант предполагает Хорватский сценарий. Но это ни в коем случае не будет допущено в Донбассе. Это предполагает геноцид, полное уничтожение русскоязычного населения ДНР и ЛНР. Я думаю, что ни Захарченко, ни Плотницкий, ни кто-либо другой из лидеров народных республик, ни тем более Россия, не допустят того, чтобы хорватский сценарий был реализован. И еще два сценария (о которых сказано выше - ред.), по которым Новороссия будет развиваться и идти дальше.