Киев весьма однозначно дал понять, что не верит в проведение выборов в самопровозглашенных республиках Донбасса. И даже озвучил несколько причин для нового затягивания сроков избирательного процесса.
Федеральное агентство новостей разбиралось в ситуации.
Председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель говорил, как резал: проведению выборов мешает ряд факторов. Понятно - война, население вооружено (такая картина мира давно сложилась в головах украинских политиков), но дальше еще интереснее. Кошель подчеркнул, что до сих пор не существует единого реестра избирателей Донбасса, Киев не может оценить их реальное число, и на эту работу нужно время. Кроме того, властей Украины пугает то число переселенцев, которые захотят вернуться, чтобы проголосовать. Это, по замыслу Киева, тоже займет какое-то время. Минимум полгода, а то и целый год.
«Украина то и дело находит причины, которые тормозят выборы, что говорит, прежде всего, о недоработках с ее стороны. Если нужно, выборы пройдут на совесть, проголосует большая часть населения - больше, чем в среднестатистическом регионе Украины. Вспомним, какая была отличная самоорганизация населения на референдуме 11 мая, тогда проголосовало более 90% человек в обеих республиках. Впоследствии эта ситуация повторялась и на парламентских выборах, и на выборах глав республик», - комментирует политолог Антон Бредихин.
Эксперт ФАН не верит в слова Кошеля о трудностях и в то, что реестра к настоящему моменту не существует.
«Например, ДНР и ЛНР уже имеют свои личные базы, они сформировались. Достаточно легко решить вопрос с людьми, которые переехали из республик, но сохранили тут прописку и регистрацию. Киев наверняка ведет учет переселенцев с территорий Донбасса в тот же Харьков или другие субъекты Украины, потому что выдавались квоты - для обучающихся, для рабочих мест. Россия тоже имеет информацию, сколько людей покинули республики и перебрались туда, эти данные есть у ФМС. Значит, здесь исключительно вопрос желания и координации», - уверен собеседник.
Получается, если все упирается в отсутствие цифр, и, по мнению украинской стороны, некому будет голосовать, то тогда можно ждать не год, а целых пять лет.
«Ежедневно многим дончанам и луганчанам исполняется 18 лет, они вступают в избирательные права и имеют право голоса. Это люди, которые вошли во взрослую жизнь без Украины. Если долго ждать и тянуть, ситуация может резко поменяться. Сюда могут приехать ополченцы со всего Русского мира, их семьи. Возможен приток населения из России, других стран постсоветского пространства. Даже из Бразилии, откуда были многие ополченцы. Почему их - людей, которые сражались за Донбасс, - Украина лишает избирательного права?» - недоумевает он.
Кошель позволил себе и еще одну реплику: избирательный процесс должен сопровождаться процессом люстрации для тех, кто нарушил законодательство и якобы сражался против украинского режима с оружием в руках. Это, по мнению Киева, лица-кандидаты вроде депутата сельского поселкового совета или городского головы областного центра. Процесс люстрации, как рассуждает Кошель, тоже растянется на годы. Одни препоны на пути к этим выборам, погляди-ка!
«Киев хочет, чтобы были выдвинуты кандидаты с территории Украины - со Львова, Киева, чтобы именно люди с запада Украины избирались на территории Донбасса. Как водится, всё начнется люстрацией и продолжится словами, что все участники ополчения - террористы, и поэтому они не могут быть выдвинуты. Мол, принимать участие должны даже не столько украинские партии и их представители, а люди, которые будут подобраны из других регионов Украины, лояльные Киеву на 146%, и которые будут поддерживать столичный курс. Не те люди, что прошли «Русскую весну» и возрождают Донбасс своими силами», - резюмирует Бредихин.
А пока Киев откровенно саботирует минские соглашения и не организует процесс выборов, республикам в Донбассе остается только ждать. Самостоятельные выборы мировое сообщество все равно не признает, а пользы от рычагов давления вроде жалоб в Европарламент не так много.
Дмитрий Пятов