Приход к власти в Украине представителей русскоязычного Юго-востока страны вновь обострил национальный вопрос в стране. Отношения между русским Востоком и украинским Западом продолжают накаляться в виду того, что галичанские националисты, до этого имевшие сильных лоббистов в Киеве, не стремятся уходить на задний план, а продолжают поддерживать идеи «украинства» и «русофобии». Масло в огонь подлил посол Российской Федерации Михаил Зурабов, заявив о том, что украинцы и русские - по сути, один народ. За что галичанские националисты потребовали выслать Зурабова из страны.
Естественно, что и реакция украинских политиков не заставила себя тогда ждать. Бывший министр МВД Юрий Луценко, узнавший в разговорах с продавцами книжных магазинов Галичины, что «страна дальше не может жить стенка на стенку - или миримся, или разделяемся»[1], моментально прокомментировал эти слова.
По его версии различия между русскими и украинцами лежит на генетическом уровне и в менталитете. "Пусть у русского крыша течет в доме, корова не доена, коза померла, дети недоели, но он знает, что Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать. И он на коленях стоит перед иконой, молится на Москву и царя-батюшку и государство, которое - единственное! - способно его защитить".
Украинцам же характерна «незалежность» - при этом в главную очередь от самого государства. "Украина же - это страна беглых рабов. От царя, короля, князя, жены и любого беспредела. Здесь если семья работает хорошо, то вне зависимости от государства - она выживет. Главное, чтоб никто не мешал".[2]
Вот такие существенные различия находит Юрий Витальевич между русскими и украинцами. Этим заявлением он продолжал традицию М. Костомарова, писавшего о том, что русские и украинцы являются "двумя русскими народностями".[3] Правда Луценко забывает о том, что не все население Украины - этнические украинцы, а, следовательно, и не все они будут жить согласно его определению украинского менталитета.
Украинские националисты всегда старались разделить русских и украинцев и при этом обозначить характерные исключительно для украинского народа черты, его принципиальные отличия от «москалей».
Потому можно выделить три аспекта различий, которыми оперирует галичанские нациестроители:
1) идентичная украинская ментальность, которую и подчеркивал Ю.В. Луценко;
2) украинский язык, которым не владеет немалая часть нынешней украинский элиты, а тем более Юг и Восток страны;
3) антропологические принципы, присущие только украинскому народу.
Говоря об украинской ментальности как психологическом факторе, следует отметить, что украинские исследователи стремились не воспринимать подобные тенденции у русского народа, а посредством ярлыков и стереотипов создавали исключительность и неповторимость украинского характера, отметая в сторону сам факт отсутствия монолитности украинской нации.
Костомаров подчеркивал, что украинцам присуще равенство членов общества, свобода, отсутствие насилия, навязывания, фактически несуществование политики как таковой. В то же для великороссов характерна власть аристократов, которым прислуживает крестьянство, они выражают полную готовность подчинения самодержавной власти, что отнюдь не подходит для украинского духа.
Ряд особых черт украинского менталитета, но уже более радикально и определенно выделял В. Антонович в своей статье «Три нацiональнi типии народнi», опубликованной в 1888 году в Галицкой газете «Правда». Он констатирует, что «Великороссы охотно подчиняются авторитету и подчиняются абсолютно, беспрекословно… Русины (украинцы) имеют иной идеал - это правда, правдивость, гражданское равноправие». [4]
В результате такого этнического разделения Антонович приходит к умозаключению, что «украинцы и русские настолько разные, что и политически им следует жить двумя различными государственными организмами».
Следующий аспект - лингвистический. Здесь галичане подчеркивали правильность исключительно своего суржика, а, следовательно, и его оптимальность для всего населения страны. Но население Украины никогда не было однородным и его региональная особенность определяла предрасположенность населения к украинскому либо русскому языку. Так при анализе населения Украины можно выделить три равные по численности группы населения страны.
Во-первых, это этнические украинцы, родным языком которых является украинский, которые выросли, руководствуясь украинскими национальными ценностями. В большинстве своем это жители Западной Украины и сельские жители центра страны.
Во-вторых, это этнические украинцы, с детства говорящие на русском языке и воспитанные на основе русской культуры. Они проживают в городах Приднепровья, а так же селах слободской Украины и Полесья.
В-третьих, это этнические русские, для которых родным языком был и остается русский, и мировоззрение их сформировалось на базе русской культуры.
Конечно, если и дальше вводить украинский язык как единственный для всего населения страны, то придется как-то кооптировать в ее структуру русское население страны. Радикальная украинизация никогда не откладывалась в сторону, а число ее приверженцев на западе страны всегда было достаточно.
Депутат львовского областного совета Ирина Фарион представительница националистического объединения «Свобода» Олега Тягнибока, выступая в эфире местного ТВ, предложила лишать свободы тех, кто не знает украинского языка. Как следует из ее выступления: «У нас 14 процентов украинцев, которые указали что их родной язык - русский, то есть язык оккупанта. Это свидетельствует о страшной мутации их сознания. И их нужно спасать».[5]
Подобные позиции современных украинских политиков фактически становятся продолжением еще дореволюционных лингвистических и исторических баталий между русофобами и украинофилами. Российская империя никогда не признавала украинцев отдельными народом, украинский язык отдельным от русского, а, следовательно, и не видела никаких признаков «особенной украинской ментальности». Эту позицию озвучил еще В. Белинский, категорически подчеркивающий то, что украинский язык есть лишь «областное малороссийское наречие, как белорусское, сибирское или иное областное наречие».[6]
Непризнание украинцев в качестве нации заключался в том, что «Украина никогда не должна стать нацией в полном смысле этого слова, она должна навсегда остаться полу нацией, региональной разновидностью единого имперского комплекса».[7]
Именно на данной волне украинофил Всеволод Голубничий в своей статье «Тезисы о русификации» подчеркивал, что «русификация Украины является следствием завоевания, следствием насилия и проявлением геноцида».
Ответом на непризнание украинской национальной идентичности и стали концепции об антропологической особенности украинцев, что должно было бы версии галичанских националистов выстроить твердую границу между украинцами и русскими и окончательно размежевать эти народы.
Можно рассмотреть исследования известного этнографа и антрополога Д.Анучина. Он отмечал, что в физическом отношении малороссы выше на 1-4 см. русских и белорусов. Количество темноволосых и томнооких составляет 60-70%, что превышает подобный показатель у великороссов, объем головы и шеи так же больше, чем у русских и поляков. Подчеркивал он и то, что украинцы имеют большое количество тюркской крови, в отличие от русских, ассимилировавших многие финно-угорские племена.[8] Таким образом, основываясь на буквально взятых из воздуха фактах, строилась антропологическая идентичность украинцев от русских.
Поиск национальной идентичности украинцев и стремительный скачок украинского национализма в период правления Виктора Андреевича Ющенко способствовал тому, что множество новых концепций «идентичности» возникло за последний период. Национализм получил огромный толчок, что в то же время нанесло непосредственный вред взаимоотношениям русского и украинского народов, фактически превратив их в два враждующих лагеря.
Антон Бредихин, руководитель Казачьей Молодежной организации «Донцы» Южного Федерального университета
[1] Внуков А. Галицкие «страшилки»//Одна Родина - Фонд Стратегической культуры - Украинская редакция - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.odnarodyna.ru/articles/6/1323.html [2] Юрий Луценко рассказал об отличиях украинцев от русских//Lenta.ru.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://lenta.ru/news/2010/07/15/lu/ [3] Армстронг Дж. Украинский национализм. Факты и исследования. / Пер. с англ. П.В.Бехтина. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. - с.57 [4] Антонович В.Б. Моя сповiдь. Вибранi iсторичнi та публистичнi твори. - К., 1995.
[5] Соратница Тягнибока предложила сажать за незнание украинского языка//Lenta.ru.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://lenta.ru/news/2010/06/07/farion/ [6] Белинский В.Г. История Малоросии// В.Г.Белинский. Полн. собр. соч.: В 13 т. - Москва; Ленинград, 1956. - Т.5.
[7] Лысяк-Рудницкий И. Русификация или малороссизация? // В кн. И. Лысяк-Рудницкий. Между историей и политикой / Под. ред. Д. Фурмана, Я. Грицака. - М.; СПб.: Летний сад, 2007.
[8] Макарчук С.А. Етнічна історія України: Навч. посiб. - К.: Знання, 2008. фото: smi2.ru Статья входит в Молодежный политический журнал «Второе дыхание», издаваемый МПК «Вектор».
http://karpaty-club.ucoz.com/news/2011-06-17-63