Оригинал взят у
tsargradtv в
Святыни Руси. Валаамский монастырь Нет русского, не знавшего его. Легендарный Валаамский монастырь многократно воспет в русской поэзии и прозе. Его посещение становится мечтой любого паломника. Основание монастыря окутано мифами, и по преданию Крест Божий появился на горах Валлаамовых с пришествием апостола Андрея Первозванного на эту землю. Спустя девять веков в Валааме появится монастырь, который будет основан двумя иноками - Сергием и Германом. Иноки пришли в Россию во времена идолопоклонничества, предположительно между 973 и 980 годами.
«Светом веры и подвиг ваших страну Карельскую просветили есте, - говорится в акафисте, - учаще приходящыя к вам люди суеверия и бесовския обычаи отложити и единаго точию Бога боятися». Их мощи в 1163 году были перенесены в Новгород Великий, тогдашнюю столицу северо-запада Руси. В X веке на Валааме пребывает преподобный Авраамий Ростовский, мощи которого впоследствии обретены при княжении Всеволода Большое Гнездо.
Позднее в русской летописной традиции появляется «Сказание о Валаамском монастыре», описывающее средневековый период, начинающийся в 1407 году.
В XVI веке число монахов насчитывает 600 человек. Довольно крупная монашеская братия активно ведет духовную жизнь и превращает монастырь в форпост Православия на севере Московского царства.
В XVIII веке российские правители улучшают финансовое положение монастыря. В 1730 году достраивается Успенская церковь. В 1774 году освящен храм Преображения Господня. А в 1781 году, после того как монастырь возглавил игумен Назарий, начинается каменное строительство. Была воздвигнута надвратная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, а также храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». И уже в XIX веке отливается самый большой колокол - в честь апостола Андрея Первозванного.
Наибольший подъем обители происходит в XIX веке. Назначение в 1839 году настоятелем игумена Дамаскина кардинально меняет жизнь монастыря. Им был установлен суровый режим, включающий в том числе многочасовое трудовое послушание. Его преемник, Ионафан II строит новый величественный Спасо-Преображенский собор, рассчитанный на 3000 человек.
Все преобразования способствовали превращению обители в Новый Святую Землю, вследствии чего появляются названия из Нового Завета - Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.
После Октябрьского переворота Валаамский монастырь входит в состав Финляндии. Он переходит в подчинение Финской Православной Церкви и с 1925 года проводит службы на финском языке. Следствием преобразований под финской властью стал раскол монашества. Хельсинки решили вопрос посредством высадки на Валаам спецназа, в результате чего «старостильные» монахи выехали в Сербию, Грецию, Македонию, Германию, САСШ и Марокко.
Во время советско-финской войны монахами осваивается Нововалаамский монастырь, который после Великой Отечественной войны переходит под юрисдикцию Московского Патриархата, но в 1957 году снова возвращается к Финской Православной Церкви.
Валлаамский монастырь в 1979 году приобретает статус музея-заповедника, и православный набат зазвучит здесь лишь в 1989 году, когда на землю монастыря ступят шесть монахов, наших современников.
История монастыря впитала в себя историю русского северо-запада. Без него не было бы и духовной миссии, с которой русские выстояли не одно лехолетье войн.
Русь Святая богата духом, а храмы ее - верой.
Антон Бредихин =ЦАРЬГРАД МЕДИА=