Несмотря на смерть величайшего современного арабского правителя, короля Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиз Аль Сауда, арабский мир не перестает реализовать идею «Арабского халифата», существовавшего в VII-XIII вв. Активно идет арабская экспансия в Европу, превращающуюся в Еврохалифат. Не меньшие усилия направляются и на север: в сторону Кавказа и российского Крыма.
В 2012 году выступая на проходившей в Эр-Рияде конференции Совета Сотрудничества Стран Персидского Залива, король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд открыто заявил о воссоздании Арабского халифата и вхождения в его состав стран, которые совсем недавно почувствовали бурю «Арабской весны». Проводниками данной идеи в ряде стран постсоветского пространства стали представители движений
«Хизб-ут-Тахрир» и «Аль-Раид», дочерней организации «Аль-Ихван Аль-муслимун», боле известной как «Братья-мусульмане».
По некоторым данным, «Аль-раид» имеет связи с Министерством вакфов, призыва и ориентации Саудовской Аравии. Это официальный государственный орган королевства, отвечающий за распространение ваххабитской версии ислама по всему миру. Кроме того, организация пользуется поддержкой посольств мусульманских стран. Основной источник финансирования - это исламские «благотворительные фонды», главным образом из Персидского Залива. Сами активисты «Аль-раид» не скрывают, что финансирование программ, направленных на развитие и распространение ислама, осуществляют богатые граждане арабских государств.
Арабские участники мусульманской экспансии уже давно успешно конкурировали с протурецки настроенными организациями на территории как Крыма, так и Украины. «Аль-раид» активно сотрудничает с разными местными общественными и религиозными организациями. В частности, с «Всеукраинским центром исламоведения», «Молодежной ассоциацией религиоведов», Духовным управление
мусульман Крыма и т.д. Однако исключительно северопричерноморского направления для них оказалось мало. Сейчас все четче вырисовываются контуры новой площадки конкуренции, ранее входившей в состав как Османской, так и Российской империй: Грузии.
В современной Грузии, где сильны позиции американской и турецкой разведок, исламской фактор весьма значителен.
Согласно различным оценкам число мусульман в Грузии составляет до 450 000 человек (по данным самой мусульманской общины их 800 000 чел.). Доминируют здесь азербайджанцы-шииты, проживающие на юго-востоке в районах Гарбадани, Марнеули, Дманиси, Болниси и Тбилиси. В
Квемо-Картли проживает до 200 000 азербайджанцев. Напомним, что села азербайджанцев на востоке страны сами по себе выступают фактором конфликтогенности вплоть до некоторых случаев сепаратизма. Так в Квемо-Картли в последнее время активизировались группировки Союна Садыкова, требующие автономии для азербайджанцев.
Другая часть территории Грузии - Аджария - представляет собой исламизированный в XVI веке османами регион. Хотя в нем видны колебания баланса религиозных групп. Так если в начале XX было явно преобладание мусульман и они составляли 70 % жителей региона, то политика атеизма в СССР и православный уклон современной Грузии способствовали тому, что численность мусульман составила всего 25% от общего населения, и проживают они на юге и востоке Аджарии в особенности в Хуло и Хелвачаури. Сегодня число мусульман в Аджарии составляет порядка 115 000 человек.
Лазы, по языку схожие с мегрелами, но являющиеся мусульманами проживают в регионе Гурия. При этом в Турции их численность достигает 2 миллиона человек, а правительство Грузии всячески поощряет их возвращение на родину. Мухаджиры (от арабского глагола «хаджара» - переселяться, эмигрировать) - грузины-мусульмане, переселившиеся после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Османскую империю. Отдельно стоит отметить области, населенные грузинами (Шавшети, Кларджети, Лазети и др.), которые на основании статей Московского (16.03.1921 г.) и Карсского (13.10.1921 г.) договоров перешли в состав Турции. В самой Грузии этих грузинских мусульман, проживающих в Турции, называют чвенебуреби (букв. «свои», «одни из наших») и определяют как субэтническую группу, исторически являвшуюся частью грузинского народа (1). При этом Правительство Грузии всячески способствует их возвращению.
Возвращаются в Грузию и ферейданцы - грузинские мусульмане-шииты из Ирана и ингилойцы из Азербайджана (2).
В Кахетии общей численности 51 000 человек проживают азербаджайнцы-суниты, чеченцы-кистинцы и аварцы.
Представляя столь разнонациональную картину мусульманского мира Грузии, выделим в ней радикальное направление: ваххабизм, который так рьяно поддерживает Саудовская Аравия со своими сателлитами. Он присущ как для жителей Квемо-Картли, так и для Аджарии. Но особое место он занимает в Панкиси.
Среди кистинцев, еще с образования «Ичкерии», начал активно распространятся ваххабизм. Естественной территорией его распространения стал Ахметский муниципалитет (Панкисское ущелье). Так в 1995 году в ущелье приехал первый арабский мулла, получивший из Саудовской Аравии немалую финансовую поддержку. Очень скоро после его появления в небогатом селении Дуиси была построена роскошная по местным меркам мечеть. По одним слухам, деньги на нее были получены из Саудовской Аравии. По другим - от самого Хаттаба, который неоднократно скрывался от российских войск в этих краях. В селе Биркиани ваххабиты разрушили традиционную мечеть, чтобы построить собственную. Часть местных жителей выступила против. Дело дошло до драки. «Но их было больше, и они разрушили наш
молельный дом, а теперь начали строить мечеть», - рассказали кистинцы журналистам. Представитель администрации Ахметского района Джарап Хангошвили подтвердил этот факт. Подобный случай недавно произошел и в селе Джоколо.
Ваххабизм в Панкиси распространился в основном среди местной молодежи, и это стало серьезной проблемой между поколениями (3). Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе в интервью газете «Квирис палитра» назвал это «религиозным мини-противостоянием». По его словам, традиционный ислам в Панкиси исповедуют в основном пожилые люди. У них нет ни сил, ни средств противостоять распространению идеологии ваххабизма (4). За последние годы роль общины только усилилась. Все активнее начали строиться мечети, где проповедуют муллы ваххабитского толка. Чаще стали появляться и конфликты между грузинами и чеченцами.
В террористической организации «Панкисский джамаат», расположенной в одноименном регионе Грузии в период правления Саакашвили, было созданы «правительства ЧРИ в изгнании» осуществляющее террористические акты на Северном Кавказе России. При этом, по линии спецслужб указанную работу контролировали заместитель министра МВД Георгий Лордкипанидзе и руководитель антитеррористического центра МВД Грузии Зураб Майсурадзе. Финансирование указанной деятельности осуществляется за счет средств США и стран Ближнего Востока (ОАЭ, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) (5). Как заявил экс-представитель президента «Чеченской республики Ичкерия» Аслана Масхадова в Грузии Хизри Алдамов на территории Грузии действует структура, которая контролирует всех чеченских беженцев в Грузии, всех боевиков. Структурно она подчиняется Антитеррористическому центру при МВД. Чеченский вопрос курирует замминистра внутренних дел Грузии Гия Лордкипанидзе. «Он и людей отправляет, если нужно, для совершения терактов. Деньги на это они дают через «панкисский джамаат». В Панкиси и сегодня есть боевики. Есть люди, которые переходят в Чечню и обратно», - утверждает Алдамов (6).
Однако деятельность грузинских мусульманских радикалов не ограничивается исключительно территорией Кавказа. Грузия уже давно включена в орбиту «арабского мира» и ИГИЛ выступает тому подтверждением.
«Исламское государство Сирии и Леванта», косвенно поддерживаемое Саудовской Аравией и ставящее целью создание всемирного халифата (что вполне соответствует приведенной выше теории Саудитов), имеет мощную базу на Кавказе, и здесь Грузия играет очень важную роль. Правой рукой лидера террориста Абу Бакра Аль-Багдади выступает Абу Умар Аш-Шишани (с арабского - Умар Чеченский, настоящее имя Тархан Батирашвили; родился в ауле Биркиани Ахметского муниципалитета Грузии). С 2007 года проходил военную службу в рядах грузинской армии, в 2008 году участвовал в «пятидневной войне», после уволен по состоянию здоровья, а потом его арестовали за незаконное хранение оружия. В 2010 году аль-Шишани выпустили на свободу, и он уехал в Турцию. С 2013 года воюет в Сирии и Ираке, где у него в подчинении выходцы из Грузии, как кистинцы, так и аджарские мусульмане. Абу Умар Аш-Шишани возглавлял в Сирии исламистскую группировку «Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар» (Армия мухаджиров и партизан). По данным интернет-источников, близких к северо-кавказскому подполью, в состав группировки вошли боевики, приехавшие из России, Украины и других стран СНГ (7).
При этом неоднократно заявляется о гибели Умара Чеченского. Последним подобное заявление сделал Рамзан Кадыров в ноябре 2014 года, однако именно в Грузии, в Панкиси, его опровергли. Руководитель НПО «Фонд кавказской интеграции», житель села Дуиси в Панкисском ущелье Грузии Умар Идигов заявил, что «при активной коммуникации выходцев из Панкисского ущелья с родственниками, оставшимися в Грузии, о значительных изменениях в судьбе Абу Умара аш-Шишани было бы уже известно жителям Панкиси» (8).
Как заявил Михаил Саакашвили в ИГИЛ сейчас воюют несколько сотен граждан Грузии, а грузинское правительство всячески скрывает данную информацию (9). В основном чеченцы-кистинцы добираются из Панкиси в ИГИЛ через Турцию, туда въезд никто не запрещал. В целом, воюют там, скорее, за деньги, чем за идею. Говорят, что платят до трех тысяч долларов в месяц. На данный момент подтверждено уже восемь фактов гибели граждан Грузии на территории Сирии (10).
Из всего этого можно четко судить: сегодняшняя Грузия играет активную роль в экспансии арабских стран на Кавказ. С одной стороны, она выступает в качестве «площадки» для религии и террористов. С другой стороны, она сама, пусть и косвенно, втянута в ИГИЛ. Потому какой дальше путь выберет неизвестно: скорее всего «евроинтеграционный». Правда в выборе своем она может позабыть, а потому вдруг столкнуться с реальностью, что для нее выбрали путь «арабизации» и ждут-недождутся в возрожденном Арабском халифате.
Бредихин Антон Викторович - политолог, аспирант кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ
Примечания
(1) Шмулевич А. Государство против «ваххабитов» - грузинский провал//
ЖЖ(2) Акопян А. Мусульмане Грузии. Численность и основные места проживания//
KAVNEWS(3) Панфилова В. Ваххабиты наступают на пятки - 2//
Вестник Кавказа(4) В Панкиси ваххабизм готовится к войне//
Georgia Times (5) Федоров М. «Грузинский след на Северном Кавказе»//
Евразия(6) В августе 12-го//
Вестник Кавказа (7) Выходцы с Кавказа в рядах ИГ (ИГИЛ)//
Кавказский узел(8) Руководитель НПО в Грузии опроверг заявление главы Чечни о смерти Тархана Батирашвили//
Кавказский узел (9) Саакашвили утверждает, что в рядах ИГ воюют сотни граждан Грузии//
РИА Новости(10) Грузинским наемникам грозят тюремные сроки//
Взгляд Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества
кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
Click to view