Dec 04, 2010 03:02
Я думаю так: раз человека от животного отличает способность к абстрактному мышлению (способность отделять второстепенное от главного, обобщать, выявлять сути, оперировать абстракциями, т.е. идеями), то мера человечности - степень вовлеченности человека в осуществление этого мышления, степень вариативности этого мышления. Членораздельную речь я рассматриваю как один из методов, возможно единственный, абстрактного мышления.
Идеальный человек - мыслитель, идеальное общество - общество мыслителей. (Под мышлением я понимаю лишь часть жизни, часть деятельности, но часть значительную и растущую).
Идеал недостижим, но жизнь есть движение к идеалу.
Современное государство формально провозглашает своей целью человека, оно - государство для человека. Следовательно это государство для мыслителей. Следовательно, всё, что касается обеспечения граждан условиями для мышления - есть главная задача современного государства (а не повышение комфортабельности, называемой иногда "уровнем жизни").
Что является основным условием для осуществления и усложнения мышления наряду (а не после) с физиологически необходимым минимумом (все виды безопасности) для большинства людей? Безусловно, государственный заказ на мышление, проще говоря государственная идеология, выдвигающая в народные герои ученых, исследователей, мыслителей (в настоящем а не формальном значении этих слов).