О книжных вкусах

Oct 26, 2014 18:54

Давно собиралась написать этот пост, а тут еще и пообещала williwaw. И наконец собралась. На самом деле мне очень сложно систематизировать все на эту тему, но я постараюсь.

Начну собственно с привычек. Очень долго была адептом бумажных книг, пока в сентябре 2011 года не купила Киндл. Как оказалось, читаю я с него даже быстрее, чем с бумаги, и теперь если и покупаю что-то бумажное - то разве что на иностранных языках где-нибудь в букинистических магазинах за границей. И да - если книга оказывается одноразовой, без тени сомнения несу ее на буккроссинг. В бумаге храню только действительно стоящие вещи. Ну и, может, не настолько стоящие, но с автографами авторов :-)

Последние несколько лет стараюсь выполнять норму 50 книг в год, и вроде даже удается. Стараюсь читать только на языке оригинала и сводить переводное к минимуму. В итоге мне доступны книги на четырех языках. Правда, должна признаться, на французском до сих пор приходится заставлять себя открыть очередную книгу, хотя в процессе я быстро втягиваюсь и недоумеваю, почему так долго не собиралась. Впрочем, со следующей книгой процесс повторяется снова.

В этот ЖЖ пишу рецензии с 2008 года, ведь в 2005-2007 гг. я именно этим и занималась, работая в литературной газете "Друг читача". Разве что здесь у меня в рубрике все полностью на мой выбор. Хотя с недавнего времени иногда пишу рецензии на новинки от издательства "Манн, Иванов и Фербер". Так получается более-менее регулярно читать нонфикшен, который у меня иначе проскакивает редко. Впрочем, профессиональных блогов и подкастов мне хватает, а абы о чем читать, типа "ума набираться" - в сутках у меня столько же часов, сколько и у всех остальных.

Года два дублирую все мои рецензии на ЛайвЛибе плюс составляю там подборки, пишу истории о книгах и публикую туда понравившиеся цитаты. Даже недавно до уровня гуру дошла. В общем, кто читает мой ЖЖ только из-за рецензий (а я точно знаю. что такие есть) - можете переходить туда, там даже больше и ничего личного в виде дыбров и размышлений о танго и переводах :-) Еще там же люблю читать рецензии на прочитанные мной книги, когда они резко отличаются от моих собственных впечатлений. Интересно, что у других в головах. Кроме того, на ЛайвЛибе у меня живет список книг на будущее, который пополняется как с этого же ресурса, так и из замечательной книги "1001 Books To Read Before You Die" - ей я разжилась год назад в Брюсселе.

Читаю я быстро и везде где могу - в транспорте, очередях, во время синхрона, когда работает коллега :-) Дома не очень часто, в особенности если у меня авралы. Но уютное местечко для чтения - на балконе - у меня есть. Теплый клетчатый плед в наличии. И да, над креслом висит коллекция бейджиков с различных мероприятий, где я переводила и не только:




Если я впервые познакомилась с автором, прочитав какое-то его произведение, и оно мне понравилось, я никогда не брошусь читать все остальное, что он написал (хотя знаю, что многие делают именно так). Во-первых, слишком велик риск разочароваться - вполне возможно, что это вообще лучшее, что он написал, не зря же его рекомендовали; во-вторых, это несправедливо по отношению ко многим другим авторам, которые еще ждут своей очереди. Исключений я делаю очень мало; у большинства авторов я читала не больше одного-двух произведений. Кроме того, я очень редко осиливаю полные циклы из огромного количества романов. Исключения - "Anne of Green Gables" и "Гарри Поттер", в остальных случаях после второй, ну максимум четвертой книги мне становится безумно скучно, и я перехожу к новым авторам. Читать, потому что "привыкла к Вселенной", не вижу смысла. Уж лучше познакомиться с чем-то новым.

Но собственно к тому, что я читаю. Сначала о том, что люблю. Для меня очень важен стиль и язык, и шероховатости авторского изложения или, того хуже, перевода, для меня не сможет компенсировать никакой лихо закрученный сюжет. Люблю, когда каждое слово на вес золота - поэтому очень ценю хорошие рассказы. С детства люблю хорошую научную фантастику - правда, выходит, что читаю в основном ее классиков, но там столько всего, что на жизнь хватит. Кстати, а есть современные научные фантасты, которые пишут по-настоящему годно? Тех же классиков, которые ухитрились сохранить производительность до преклонного возраста и поэтому строчат до сих пор, в счет не берем. Люблю хорошие психологические романы в лучшем смысле этого слова, а не "он подумал, что она знала, что он подумал". А еще произведения с по-настоящему сильной главной героиней. Из сюжетных линий и сеттингов - обожаю произведения, где действие разворачивается в школе-интернате (поэтому да, я была обречена влюбиться в поттериану), а еще - когда главный герой или героиня приезжает куда-то и начинает обустраиваться на новом месте (поэтому люблю Кинга и Мураками, у них такого добра навалом). Не оставит меня равнодушным произведение, где любовно выписан город. Конечно же, люблю читать о переводчиках, музыкантах и тангерос, потому что приятно узнавать себя и свою жизнь.

Ну а теперь вредный абзац о том, чего я не люблю. Всегда с опаской подхожу к очень длинным произведениям - потому что в 90% случаев складывается впечатление, будто гонорар автора зависел от количества знаков и он гнал объем чем мог. А "воду" в литературе я терпеть не могу. Для этого существуют блоги и розовые дневнички с надушенными страничками. Еще очень раздражает, когда для написания более-менее правдоподобного текста автор явно проводил исследования в соответствующей области, беседовал с людьми, и ему так жалко своей предварительной работы, что он всеми правдами и неправдами впихивает это в роман (тоже нагнетание объемов, из-за которого получается неудобоваримый кирпич). Не люблю, когда автор громоздит горы трупов и натуралистические описания, чтоб выставить себя этаким эпатажным творцом перед читателем (в топку, Джордж Мартин, Рю Мураками и современная российская проза). Пусть перед другими выпендриваются, на меня такое не действует. Не люблю, когда главный герой книги "на самом деле очень хороший и вообще достойный, но обстоятельства так сложились, что просто жуть". И туда же - очень не люблю, когда в сюжете все объясняется в итоге набором совпадений. Конечно, в реальной жизни все именно так и происходит, но мой пусть и небольшой, но все же писательский опыт показывает, что самые что ни на есть "истории из жизни" в литературном произведении, как это ни парадоксально, выглядят надуманно. Еще не люблю в героях "мерисьюшности", когда был ну таким замухрышкой, а тут подфартило - и просто супермен (поэтому нафиг-нафиг Макса Фрая). Не люблю фэнтези с эльфами, драконами и прочей чепухой (исключение делаю только для Толкина, остальных в сад; а шутки Пратчетта смешны только один раз). Отдельное местечко в аду нужно оставить для авторов, у которых в произведениях исключительно открытый финал, причем в духе "блин, я не знаю как закончить, придумайте чо-то сами".

Вроде всё, если еще что вспомню - допишу.

литературные изыски, 100 фактов обо мне, фото

Previous post Next post
Up