Сегодня корпорация IVECO является одним из крупнейших в Европе производителей грузового автотранспорта военного назначения и единственным поставщиком этого вида техники для итальянской армии. Входит в состав итальянской автомобильной группы Fiat как 100-процентное дочернее предприятие. Военное производство сосредоточено в подразделении IVECO Defence Vehicles и помимо выпуска военных джипов, грузовиков и транспортеров включает изготовление легких бронеавтомобилей, шасси для колесной бронетехники и основных узлов и агрегатов для гусеничной.
Доля военного подразделения в общей выручке IVECO не оглашается, однако можно предположить, что она незначительна. В целом ее можно оценить примерно в 400-600 млн евро в год (с учетом консорциума IVECO-Fiat - OTO Melara), что в несколько раз меньше аналогичного показателя американского производителя грузовиков Oshkosh Trucks (мирового лидера, в 2008 году его выручка составила 1,99 млрд долл.), однако находится на уровне европейских компаний. При этом консорциум IVECO-Fiat - OTO Melara сейчас фактически простаивает в ожидании крупных заказов на новый БТР VBM Freccia и занимается в основном техническим обслуживанием и сопровождением ранее поставленной бронетанковой техники. Последние несколько лет это СП приносит IVECO всего 30-60 млн евро ежегодно.
Кризисный 2009 год стал для IVECO наиболее трудным из всех за последнее время. По сравнению с 2008-м продажи корпорации сократились почти вдвое, выручка упала более чем на треть, а операционная прибыль сменилась убытком. IVECO пришлось сокращать персонал и решать проблемы с профсоюзами. В то же время выпуск военной и специальной техники уменьшился незначительно. Отчасти этому способствует стабильный спрос стран - членов НАТО, которые закупают военные грузовики для своих контингентов в Афганистане.
Основу военного производства IVECO составляет изготовление военных версий гражданских грузовиков, в первую очередь среднетоннажных Cargo и тяжелых Trakker. Известно, что в 2007 году реализация всех типов грузовиков принесла IVECO около 60% общей военной выручки, остальное пришлось на военные транспортеры фирмы Astra, легкие многоцелевые машины, бронеавтомобили LMV и на узлы и комплектующие. В 2009 году структура выручки скорее всего была такой же. Однако учитывая недавний крупный контракт с бразильской армией (на выпуск в Бразилии с 2012 по 2030 год более 2000 новых бронетранспортеров VBTR-MR), продвижение на рынок новых итальянских БТР VBM Freccia (совместно с OTO Melara), а также известные проекты фирмы в области создания бронемашин (более простого аналога LMV, 18-25-тонной машины), крен в выручке в сторону грузовиков в перспективе должен исчезнуть.
IVECO принадлежат 27 заводов, разбросанных по всему миру. Главное военное производство находится в Больцано (Италия) - помимо прочего, здесь выпускается вся бронетехника корпорации. Ее военные грузовики представляют главным образом модификации гражданских машин, при их изготовлении используются многие «гражданские» узлы и агрегаты (причем для ряда машин они взаимозаменяемы), что в итоге позволяет снижать стоимость изделий. Вместе с тем мелкосерийное производство некоторой сугубо военной продукции (например транспортеров фирмы Astra) дает IVECO возможность удовлетворять самые специфичные запросы
заказчиков.
Главным рынком сбыта IVECO является Европа, при этом IVECO Defence Vehicles около половины выручки получает на внутреннем рынке. Итальянская армия всегда выступала стартовым и часто оставалась единственным заказчиком продукции военного подразделения. К наиболее перспективным рынкам IVECO относит Китай.
По заказу бразильской армии IVECO ведет разработку 18-тонного бронетранспортера нового поколения VBTR-MR с колесной формулой 6х6. Работы были начаты в 1999 году после объявления в Бразилии тендера на новую бронированную машину (по программе Urutu 3), которая должна заменить в войсках устаревшие бронеавтомобили EE-9 Cascavel и БТР EE-11 Urutu. В 2007 году IVECO признали победителем и она получила контракты на изготовление в 2009-2011 годах 16 прототипов и предсерийных машин в различных вариантах. В декабре 2009 года корпорация подписала финальный контракт с Министерством обороны Бразилии на поставку бразильской армии с 2012 по 2030 год 2044 серийных бронетранспортеров VBTR-MR в десяти вариантах общей стоимостью 2,5 млрд евро. БТР будет выпускать бразильский филиал IVECO. Первый прототип бронетранспортера планируется передать на испытания в 2010 году. Насколько можно судить, VBTR-MR с колесной формулой 6х6 представляет собой «укороченный» вариант нового БТР IVECO SUPERAV 8х8. Сообщается, что планируется организовать для Бразилии и выпуск варианта с колесной формулой 8х8 в качестве боевой машины огневой поддержки со 105-мм пушкой.
Наконец, с 2008 года IVECO сотрудничает с германской компанией KMW в области разработки новой 18-25-тонной перспективной боевой бронированной машины. Подробности проекта не освещаются.
Источникъ.