Барчала. Историческая пропаганда и реальность

Sep 29, 2015 13:50





Прекрасный образец мифотворчества на пустом месте, призванный создать фундамент для будущих территориальных претензий и возникновения вражды между народами.

Между тем, нет никаких свидетельств существования каких бы то ни было тюркских племен на южном Кавказе до вторжения т.н. сельджуков в Переднюю Азию. Более того, нет никаких реальных свидетельств существования какой бы то ни было барчалы на южном Кавказе до XVII века, когда иранская администрация пыталась посредством переселения народов решить свои геополитические задачи. Так, из Кахети и Эрети после жесточайшей войны было осуществлено переселение оставшихся картвел в Иран, а из Ирана в опустевшие регионы были заселены тюркские племена. Правда, в отличие от региона Квемо Картли, где так же имело место подобное, в Кахети-Эрети народное восстание 1659 года положило конец процессу заселения тюрок в регион.

Особое место в этой исторической мифологии занимает попытка тюркизации картвельской топонимики в регионе, к примеру, такого населенного пункта, как Марнеули, упорно именуемого Сарваном. Между тем, доподлинно известно название селения, из которого в последствии вырос этот город - Ломтагора, упоминаемый в источниках c XIII века.

Касаемо же этногенеза картвелов тюркского происхождения, совершенно абсурдным выглядит утверждение о том, что их предками  одновременно являются бунтюрки, барсилы, булгары, хазары, кыпчаки, огузы и карапапахи.

Начнем с того, что такого явления, как бунтурки, никогда не существовало в природе, а легенда об их переселении до III века до н.э. не более, чем легенда, не имеющая никаких подтверждений.
Касаемо барсилов нужно отметить, что этническая принадлежность их под большим вопросом, да и проживали они на Северном Кавказе, и никакого отношения к Квемо Картли не имели.
То же можно сказать и относительно булгар и хазар, живущих к северу от Кавказских гор. Правда, в средние века небольшая группа хазар таки была переселена на территорию современного Азербайджана, но опять же, какое отношение они имели к региону Квемо Картли?

Кипчаки же, переселенные на Южный Кавказ в 1118 году картвельской администрацией как раз таки для борьбы с огузскими племенами, к тому времени наводнившими регион, едва ли смогли бы принять какое бы то ни было участие в этногенезе современных поклонников барчалы, потому как ассимилировались и христианизировались буквально за два поколения. А остальная орда откочевала обратно в степь в 1125-1130-ых годах.

Так же известно и время появления непосредственных предков современных картвелов тюркского происхождения - все тот же XVII век. Так же не представляет из себя секрета маршрут миграции этих племен из Центральной Азии.

В общем и целом, можно резюмировать, что ни одно из указанных племен не проживало в регионе не то, что 2 и более тыс. лет назад, но не было их и 1000 лет назад, что сводит на нет все попытки придать статус автохтонности вчерашним мигрантам. К тому же, нужно понимать, что пропаганда подобных мифов неизбежно приведет к вражде между народами, и уж никак не послужит в деле взаимной интеграции и без того в сложном в регионе.
Это нужно помнить всем.

история, Кавказ, мифология, заметка

Next post
Up