Среди некоторой части мусульман довольно широко распространено мнение, что если при взятии Иерусалима крестоносцами в 1099 году жившее в городе мусульманское население подверглось сильнейшим репрессиям, то при взятии Иерусалима Салах ад дином в 1187 году он обошелся с христианским населением вполне милостиво, что в свою очередь подразумевает гуманизм и высокие нравственные ценности одной стороны, и жестокость и кровожадность другой. Между тем реальная история совершенно иная, нежели это рисуется пропагандистами.
В 1099 году Иерусалим был взят в результате штурма, что по нормам и морали средневековья означало, что жизнь горожан и гарнизона целиком была в руках победителей. И с ними могли поступить так, как заблагорассудится. Собственно, так и произошло:
Гийом Тирский:
Большая часть народа бежала под портики храма, потому что он был расположен в отдаленной части города и еще потому, что был огражден стеною, башнями и крепкими воротами. Однако это не принесло спасения людям, ибо Танкред отправился туда немедленно с значительной частью всего войска. Он силой ворвался в храм и, уничтожив там бесчисленное множество народа, унес, говорят, оттуда несметное количество золота, серебра и драгоценных камней; правда, позже, когда улеглось смятение, возвратил все, как полагают, в целости. Потом и прочие предводители, перебив всех, кто встречался им в различных частях города, отправились в храм, в ограде которого, как они слышали, укрылось много людей. Они вступили туда с толпой всадников и пеших воинов и, не щадя никого, перекололи мечами всех, кого нашли там, и залили все кровью. Произошло же это по справедливому указанию Господню, чтобы те, кто оскверняли святыню своими суеверными обрядами и сделали ее чужой верному народу, собственной кровью очистили ее и искупили свое преступление смертью. Невозможно было смотреть без ужаса, как валялись всюду тела убитых и разбросанные части тела и как вся земля была залита кровью. И не только обезображенные трупы и отрубленные головы представляли страшное зрелище, но еще более приводило в содрогание то, что сами победители с головы до пят были в крови и наводили ужас на всякого встречного. В черте храма, говорят, погибло около 10 тысяч врагов, не считая тех, что были убиты там и сям в городе и устилали улицы и площади; число их, говорят, было не меньше. Остальные части войска разбежались по городу и, выволакивая, как скот, из узких и отдаленных переулков несчастных, которые хотели укрыться там от смерти, убивали их. Однако там, где несмотря на штурм, защитники сдались, их пощадили - мусульманский гарнизон башни Давида, сдавшись силам Раймонда Тулузского, был отпущен.
И напротив, осада Иерусалима 1187 года, хоть и сопровождалась кровопролитными столкновениями в начале, завершилась капитуляцией защитников до штурма города, и по нормам эпохи у Салах ад-дина не было прав расправляться над защитниками. По договоренности сторон те из христиан, кто смог выкупить себя, был выпущен на волю, но те, кто не мог заплатить, должны были быть проданы в рабство.
Те жители, на выкуп которых денег не нашлось, - свыше 15 тысяч человек, из которых 8 тыс. составляли женщины с детьми и 7 тыс. мужчины, - попали в рабство к мусульманам. Имадуддин аль-Исфахани в своей хронике с места событий даёт исчерпывающее описание процесса практически поголовного изнасилования мусульманами захваченных женщин и девочек-христианок, включая монахинь:
«Женщины и дети вместе числом около восьми тысяч были быстро поделены между нами, их стенания вызывали улыбку на лицах мусульман. […] О сколько милых женщин было исключительной собственностью одного мужчины! О сколько великих дам было продано по низким ценам, близких разлучено, высокомерных умерено, строптивых укрощено, а привычных к престолам низвергнуто».
Без сомнения, по меркам и нормам нашего времени что резня мусульманского, что резня и насилие над христианским населением выглядят чудовищными преступлениями, однако даже тогда подобные события происходили с соблюдением имеющихся норм и устоявшихся традиций, которых старались придерживаться все стороны.