Важнейшей частью пантюркской пропагандистской машины является тезис об автохтонности древних тюрок в Юго-Западной Азии вообще и в Кавказском регионе в частности. Тезис этот, как водится, многогранный, но в основе своей имеет две составные части.
Во-первых, тюрки "всегда" жили в ЮЗА в виде шумеров, субарейцев, этрусков, скифов, бунтурков, а позднее и сарматов, суваров и далее по списку.
А во-вторых, появление собственно тюркских племен в середине XI века привело к симбиозу пришлого кочевого и местного земледельческого населения. Следовательно, современные тюрки в регионе есть наследники не только древних тюрков, уже живших в ЮЗА, не только славных и воинственных завоевателей из Степи, но и местного, по-большей части, ныне уже исчезнувшего населения.
Кроме того, в последнее десятилетие появилась и новая тема, при чем ее развитие можно было наблюдать в динамике - согласно новинке, все древнее население северо-востока Малой Азии и чуть ли не всего Кавказа объявляется кипчакским, а следовательно, тюркским. И, как водится, самым древним в регионе. А все остальные - пришлыми, не местными.
Для укрепления этих тем пишутся тонны работ на самых разных языках мира. Создаются фильмы, проводятся конференции, а уж различных пантюркских сообществ, через которые агитационные материалы доходят до рядовых читателей, как говорится, "как саранчи в степи".
Впрочем, разбивать всю эту историческую мифологию довольно просто - открываем Китаб аль-булдан, или Книгу стран арабского географа, историка и путешественника Абуль-Аббас Ахмад ибн Исхак аль-Аббаси, известного как аль-Якуби, которая написана в 891 году, и читаем:
|295| Все страны тюрок граничат с Хорасаном и Седжестаном. А Туркестан 19 и тюрки делятся на несколько народностей и несколько государств 20, в том числе карлуки, токузгузы, тюргеши, кимаки и гузы. У каждого племени тюрок отдельное государство, и одни из них воюют с другими. У них нет селений и укреплений, они живут только в тюркских ребристых шатрах, в которых вместо гвоздей ремни из шкур животных и коров и которые [150] покрыты войлоком. Они - самый искусный народ в изготовлении войлока, потому что из него их одежда. В Туркестане нет земледелия, кроме проса, которое называется джаварс. Пища их - только молоко кобылиц, и они едят их мясо, а больше всего едят дичь. Железа у них мало, и стрелы они делают из костей, но они окружают хорасанскую землю со всех сторон, с ними все воюют и делают на них набеги. И нет города из городов Хорасана, который бы не воевал с тюрками и с которым бы не воевали тюрки
всех племен. Вот так во времена Якуби выглядел Хорасан, упоминаемый в тексте. И включал, помимо некоторых собственно Иранских провинций, значительные территории современного Афганистана, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана. А сам топоним Хорасан означает место, "откуда приходит солнце", то бишь, Восток.
Следовательно, Туркестаном, то есть местом обитания всех тюркских племен в этот период, или как минимум, западным пределом расселения, была территория бывшего Турана, то есть, Трансоксания. Что является еще одним подтверждением и без того прекрасно известной истины, что никаких тюркских племен во всей Юго-Западной Азии не было как явления. Разве что в качестве отдельных диаспор в крупных торговых центрах вроде Багдада. О чем подробно написал все тот же Якуби.