Центральный парк в Нью-Йорке является одним из крупнейших в США и известнейших в мире. Парк расположен на острове Манхэттен и имеет прямоугольную форму. Длина парка - около 4 километров, ширина - около 800 метров, общая площадь - 3,41 км². Его посещают примерно 25 миллионов человек в год, он является наиболее посещаемым парком в США, и его показ во многих фильмах и телевизионных шоу сделал парк одним из самых знаменитых в мире.
Проект парка был разработан архитекторами Фредериком Олмстедом и Калвертом Воксом. Несмотря на то что парк выглядит очень натурально, практически все ландшафты созданы вручную. В парке есть несколько искусственных озёр, большое количество аллей, два ледовых катка, уголки нетронутой дикой природы и лужайки, используемые для различных спортивных состязаний, а также детские игровые площадки и свой зоопарк. В парк залетают мигрирующие птицы, и поэтому он очень популярен среди любителей птиц. 10-километровая дорога, окружающая парк, часто используется бегунами, велосипедистами и любителями роликовых коньков, особенно в выходные дни и после 7 часов вечера, когда автомобильное движение запрещено. Центральный парк часто называют зелёными лёгкими Манхэттена.
Между 1820 и 1850 годами население города Нью-Йорк увеличилось почти в 4 раза. В то время как население быстро увеличивалось, люди были вынуждены довольствоваться лишь несколькими открытыми территориями, в основном кладбищами, чтобы отдохнуть от шума и хаотичной жизни в городе.
Задолго до основания о большом публичном парке заговорили поэт и издатель газеты Evening Post (ныне New York Post) Уильям Брайант и первый американский архитектор по ландшафтам Эндрю Даунинг, которые публично в 1844 году начали рекламировать строительство парка для городских нужд.
Стильное место для гуляний, подобно Булонскому лесу (фр. Bois de Boulogne) в Париже или Гайд-парку (англ. Hyde Park) в Лондоне, было востребовано многими влиятельными нью-йоркцами, и в 1853 году нью-йоркская законодательная власть выделила 700 акров (2,8 км²) земли для строительства парка, на которое планировалось потратить 5 миллионов долларов.
Правительство штата Нью-Йорк назначило специальную Комиссию по Центральному парку для наблюдения за его строительством, и в 1857 году комиссия устроила конкурс на дизайн ландшафта. Американский журналист и ландшафтный архитектор Фредерик Олмстед и английский архитектор Калверт Вокс разработали план, который и победил на конкурсе. По словам Олмстеда, парк стал «большой значимостью как первый настоящий парк созданный в этом столетии - демократическое строительство величайшей важности…»
На внешний вид парка повлияли несколько образцов. Утопающие в зелени кладбища Монт Оборн и Грин-Вуд задали моду на идиллические, натуралистические ландшафты. Наиболее значительными новшествами в дизайне стали «раздельно циркулирующие системы» для пешеходов, верховых и прогулочных транспортных средств. Сквозное коммерческое движение было полностью спрятано в опущенных ниже уровня земли дорогах, края которых были покрыты густым кустарником, чтобы не портить впечатление сельской местности. Первоначальный план предполагал строительство 36 мостов, разработанных Воксом, начиная от грубых, сделанных из местного сланца или гранита, и заканчивая кружевными металлическими, непохожими друг на друга. Ансамбль широких симметричных аллей в добавление к еловым аллеям, достигавших высшей точки у часовенной террасы, за которым открывался вид на озеро и лес за ним, был квинтэссенцией большого дизайна.
Перед началом строительства требовалось переселить местных жителей, большинство из которых были довольно бедными и либо свободными афроамериканцами, либо иммигрантами немецкого или ирландского происхождения. Многие из них жили в маленьких селениях, таких как Seneca Village, Harsenville, Piggery District и Convent of the Sisters of Charity. Приблизительно 1600 жителей, занимающих данную территорию, были единовременно выселены в 1857 годуна основании закона, позволяющего государству за компенсацию отчуждать частную собственность, а поселения были снесены, чтобы освободить место под парк.
Около 1860 года стало очевидно, что Олмстед, хоть и являлся великолепным дизайнером, управляющим оказался не самым лучшим. Он имел слабый контроль над тем, на что расходуются деньги, и вследствие этого возникали большие задержки в строительстве. Тем не менее, он отказался добровольно покинуть пост управляющего, что вынудило комиссию насильно назначить на этот пост другого человека. Эндрю Грин, бывший президент нью-йоркского совета по образованию, возглавил комиссию. Несмотря на свой незначительный опыт, он всё же занялся управлением, чтобы ускорить строительство, а также стал добиваться окончания переговоров об оплате дополнительных 65 акров в северной части от 106-й до 110-й улицы, которую предполагалось отвести под труднопроходимую территорию парка.
Между 1860 и 1873 годами строительство парка сильно затянулось, и большую часть основных идей пришлось пересмотреть. В это время более чем 14 000 м³ плодородной земли было завезено из штата Нью-Джерси, так как местная земля не подходила для многих деревьев, кустарников и других растений, предусмотренных первоначальным планом. Когда в 1873 году строительство парка было официально закончено, более 10 миллионов тележек материала, включая землю и камень, были выкопаны и вывезены с территории. Сюда же были включены более 4 миллионов деревьев, кустарников и других растений, представляющих более 1400 видов.
Вслед за окончанием строительства парк быстро пришёл в упадок. Одной из основных причин этого стала политическая машина, известная как Таммани-холл, на тот момент самая большая политическая сила в Нью-Йорке.
Примерно в начале века парк претерпел несколько изменений. Появились и вошли в обиход автомобили, принося с собой массу загрязнения. Также общественное сознание начало меняться. Парки стали использоваться не только для прогулок и пикников в идиллической обстановке, но также и для занятий спортом и прочих оздоровительных процедур.
Вслед за увяданием комиссии в 1870-е годы, уходом Эндрю Грина с поста управляющего и смертью Вокса в 1895 году, поддержание парка значительно ухудшилось, погибшие деревья, кустарники и другие растения не убирались. В течение нескольких десятилетий власти либо вообще ничего не делали, либо делали слишком мало для предотвращения вандализма и замусоривания парка.
В 1910 году Центральный парк стал предполагаемым местом убийства пропавшей без вести светской львицы Дороти Арнольд. Всё изменилось в 1934 году, когда Фиорелло Ла Гардия был избран мэром Нью-Йорка, который объединил 5 имеющих отношение к парку департаментов и назначил Роберта Мозеса ответственным за приведение парка в порядок.
Мозес, впоследствии ставший одним из самых могущественных людей в Нью-Йорке, пересмотрел то, что действительно устарело и вышло из моды. Через год Мозес руководил уборкой не только Центрального Парка, но также и других парков Нью-Йорка, лужайки и цветы были пересажены, погибшие деревья и кустарники заменены, стены очищены от грязи и мосты починены. Реконструкция по указанию мэра была также выполнена до конца: например, существующий резервуар Croton Reservoir был наполнен водой, что дало возможность создать большую лужайку, так и названную. Стремление первоначального плана к идиллическому ландшафту сочеталось с точкой зрения Мозеса, что парк должен использоваться для оздоровительных целей - были сооружены 19 детских площадок, 12 баскетбольных и корты для игры в гандбол.
Когда в 1960 году Роберт Мозес ушёл с поста специального уполномоченного по парку, никто не смог заменить его. В течение 26 лет, пока он занимал пост, он не только занимался поддержкой парков в городе Нью-Йорке, но занимался и рядом других проектов. Когда он ушёл, Парк понемногу начал портиться из-за вандализма, разбрасывания мусора и граффити, к тому же в парке проходили разные общественные мероприятия.
Рождественские гуляния, летние концерты, соревнования и марши протеста и ряд других мероприятий в шестидесятые годы привели к тому, что парк стал похож на то, каким он был до прихода Мозеса. Количество преступлений, совершаемых в парке, увеличилось; финансирование уменьшилось, и парк выглядел бесконтрольным до тех пор, пока в 1980 году не был образован Комитет по охране природы Центрального парка. Несмотря на очевидные огрехи, всё же было несколько положительных моментов за двадцатилетний период. Народный Театр в 1962 году представил ежегодные парковые фестивали Шекспира, а Нью-Йоркский филармонический оркестр и Метрополитен Операорганизовали свои ежегодные концерты на Большом Лугу.
К 1975 году несколько групп влияния объединили усилия, предложив новые идеи обустройства парка. В результате в 1980 году и образовался Комитет по Охране Природы.
Когда Комитет начал работу, основатели решили не создавать новую организацию со специально нанятыми работниками, что привело бы к большим затратам. Вместо этого они решили сфокусировать своё внимание на привлечении добровольцев для большинства работ, так как это содействовало бы привлечению жителей города к более бережному отношению к парку, а также должно было создать впечатление, что парк является одной из неотъемлемых частей Нью-Йорка.