После зимних каникул продолжаем изучать тактические примеры. На этот раз рассмотрим эпизод с засадой, проведенной у кишлака Муса-Кала в 1981 году. Этот кишлак и сейчас мелькает в сводках боев с Талибаном.
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA">Усиленная мотострелковая рота в засаде в провинции Кандагар
"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA;mso-bidi-font-weight:bold">Майор В.И. Павленко
Наша отдельная мотострелковая бригада закончила марш к новому месту дислокации в марте 1981 г. Движение бригады прикрывалось с воздуха эскадрильей вертолетов огневой поддержки. В то же самое время эскадрилья вела разведку вражеских сил, расположенных вдоль дороги Кандагар - Шинданд.
В 18.20 командир эскадрильи доложил, что колонна грузовиков снабжения противника втянулась в кишлак Муса-Кала. Затем некоторое количество моджахедов сосредоточилось около Муса-Кала, расположенном в 20 километрах от Кандагара. Офицер разведотдела бригады также подтвердил эту информацию.
Мы больше не могли напрасно тратить время. Кишлак Муса-Кала расположен близко к границе с Пакистаном, и использовался моджахедами как место отдыха и подготовительный пункт для развертывания новых баз моджахедов. Через этот кишлак оружие и боеприпасы поставлялись для дальнейшей переправки вглубь страны. Командир нашей бригады, подполковник Ю.П. Шатин, разработал следующий план. Он блокирует кишлак с севера и юго-востока двумя мотострелковыми батальонами. Затем использует батальон ДШБ и подразделения Афганской армии для прочесывания кишлака. В это же самое время, для того чтобы остановить выдвижение колонны противника на северо-запад, он высылает усиленную мотострелковую роту для устройства засады.
Командир моего батальона, С.В. Антонов, назначил мою 8-ю мотострелковую роту для проведения засады. Я был в то время старшим лейтенантом и служил на должности командира роты. Командир бригады лично поставил мне задачу. В моей роте было три мотострелковых взвода. Командир бригады усилил меня тремя расчетами АГС-17, тремя саперами с двадцатью минами и двумя радистами с радиостанциями. Семь транспортных вертолетов Ми-8Т должны были доставить мою роту к месту предполагаемой засады. У меня было два часа для подготовки подразделения к выполнению задачи.
В 20.55 моя рота погрузилась в вертолеты и в 21.30 мы приземлились в 5 километрах от места предполагаемой засады. Высадка произошла за 15 минут до наступления темноты. После высадки я собрал свою роту в точке сбора, в 500 метрах от места засады. Мы дождались наступления полной темноты, прежде чем двинуться к месту предполагаемой засады. Я выслал дозорное отделение впереди роты. Каждый взвод был разделен на две группы и двигался бок о бок в две колонны так, чтобы они могли визуально контролировать друг друга. Я мог контролировать каждую группу и взвод, и периодически останавливался для того, чтобы уточнить направление движения. В 00.20 мой головной дозор доложил, что они достигли точки предполагаемой засады, и через 20 минут рота подошла к этому месту.
Я выдвинул группы и взвода на позиции таким образом, чтобы заблокировать вход и выход к месту засады, и сконцентрировал основную массу сил в центре места предполагаемого боя. За всеми подходами к месту засады велось тщательное наблюдение, пока мои солдаты оборудовали позиции и маскировали их. Саперы заминировали дорогу в точке засады. В 04.30 засада, подготовленная моей ротой, была готова.
В 5 утра подразделение бригады заблокировало кишлак Муса-Кала и в 5.30 начало прочесывание. Противник, стреляя в наших солдат, входящих в кишлак, стараясь замедлить их продвижение, быстро погрузил все снаряжение в грузовики, и двинулся в направлении засады. В 6.20 утра поступил доклад от моего поста о том, что пять грузовиков приближаются к месту засады. Колонна подошла и первый грузовик напоролся на мину. Первый и третий взвода немедленно открыли огонь по противнику. Два грузовика развернулись и попытались ускользнуть. Мы подорвали один из них миной с дистанционным управлением, а второй взвод уничтожил другой своим огнем. Враг был в замешательстве и его ответный огонь был слабым и неорганизованным. Некоторые моджахеды пытались прорваться, но мы прижали их к земле. Бой был коротким.
Результатом этой засады было 26 убитых и 20 захваченных в плен моджахедов. Восемь человек из захваченных в плен, были ранены. Мы уничтожили пять грузовиков, загруженных боеприпасами и продовольствием. Я потерял одного солдата убитым и пятеро ранеными.
Комментарий Академии им. Фрунзе
Успех этого боя был определен следующими факторами: быстрое решение об устройстве засады, короткое время организации засады, быстрое, скрытое выдвижение к месту засады, инициатива и храбрость, проявленная всеми командирами, непрерывный контроль над подразделениями и управление их огнем, непрерывная координация действий подразделений, производящих блокирование кишлака и его прочесывание.
Комментарий авторов американского издания
Эта засада чуть не положила начало братоубийству. Подразделения, находившиеся внизу, были расположены как раз напротив подразделений, расположенных вверху. Солдаты, расположенные сверху, возможно, стреляя через колонну грузовиков, попадали в своих. Запись свидетельствует, что ответный огонь был слабым и неорганизованным, и в то же самое время русские потеряли одного убитым и пятерых ранеными. Возможно, некоторые из этих потерь были вызваны своим же огнем. К тому же, если бы моджахеды появились на месте засады ночью, то подразделения, расположенные внизу, должны были бы стрелять в сторону подразделений, расположенных вверху, а стрелки, стреляя ночью, неизбежно забирают вверх, если только не установлены специальные ограничители для предотвращения задирания оружия выше определенного уровня. Но такого рода снаряжение достаточно трудно установить в ночное время.
"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">Хотя засада и сработала, есть несколько проблем. По-видимому, не было никакого контроля над продвижением грузовиков до того, как они вошли в зону действия засады с западной стороны, и небрежная установка мин могла бы свести на нет все преимущества засады. Вдобавок к этому использование обычных мин на дороге лишает командира роты контроля над обстановкой. Если бы моджахеды послали впереди основной колонны один грузовик, он мог бы напороться на мину и таким образом сорвать засаду. Более уместными здесь были бы мины с дистанционным управлением.