Предыстория
В ноябре 1983 года начальник разведывательного управления штаба САДФ провел анализ и оценку потенциальных целей для сил спецназа в портах Лобито и Мосамедеш (позднее город Намибе). Оба эти порта были выбраны потому, что они служили отправной точкой для важных маршрутов снабжения ФАПЛА и СВАПО в центральную и южную Анголу, откуда автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом перевозилось большое количество оружия, продовольствия и других грузов. Кроме того, через них осуществлялись поставки тяжелой техники, боеприпасов, топлива и средств общего материально-технического снабжения для войск ФАПЛА, участвующих в боях с «союзником» ЮАР - группировкой УНИТА.
В результате проведенного анализа был выбран ряд потенциальных объектов, уничтожение или вывод из строя которых помог бы достичь цели сокращения потока военных поставок, в основном по железнодорожной сети, которая имела наибольший потенциал по грузообороту и являлась наиболее экономичным средством перевозок. В качестве таких объектов были определены дизель-электровозы и железнодорожные депо, а также локомотивы, работающие на участке железной дороги Катумбела - Бенгела, на линии к востоку от Бенгелы (ответвление на Кубал) и на железной дороге к северу от моста через реку Жираул в районе Мосамедеша. Первые два участка находились в ведении железнодорожной компании Caminho de Ferro de Benguela (CFB) или «Железнодорожная линия Бенгелы», а третий - в ведении железнодорожной компании Caminho de Ferro de Moçâmedes (CFM) или «Железнодорожная линия Намибе» на юге страны. Для уничтожения локомотивов, работающих на выбранных участках, было предложено установить мины с задержкой срабатывания. В качестве третьего объекта был выбран топливный склад в порту Намибе.
Бенгельская железнодорожная линия, самая протяженная в Анголе, которая шла из Лобито через Катумбелу в Бенгелу, и далее на восток до городов Уамбо, Куито и Луэна, являлась объектом активной деятельности УНИТА, в результате чего она использовалась лишь частично - более 50% железнодорожного полотна постоянно было непригодно для эксплуатации. Но даже в таком случае исправные участки использовались преимущественно для военных перевозок и практически не использовались в коммерческих целях. Железнодорожная линия Намибе также использовалась в основном для военных перевозок из Намибе в Лубанго, поэтому эти обе железные дороги рассматривались как законные военные цели.
Операция БИНИКА (февраль 1984 г.)
Географическая разбросанность всех объектов возможной диверсии требовала проведения двух отдельных операций, при этом Лобито рассматривался как первоочередная задача. Так, 24-го января 1984 года штаб Сил спецназа поставил 4-му полку СпН задачу спланировать операцию по «повреждению или уничтожению максимального количества локомотивов на конечной станции и в сортировочном депо города Лобито в безлунный период в конце февраля / начале марта текущего года». Эта сверхсекретная операция получила кодовое название «БИНИКА».
Из состава полка должны были быть выделены группа управления, лодочная группа с четырьмя «Барракудами» и диверсионная группа. В состав последней входила малая группа спецназ, которая должна была провести тактическую доразведку на суше в ночь перед диверсией, чтобы подтвердить маршруты вывода и эвакуации, а также уточнить расположение оборонительных сооружений в районе объекта. Время «Ч» было назначено на ночь с 5-го на 6-е марта.
Как и во всех других операциях, был разработан тщательно продуманный план побега и уклонения, а 1-му полку спецназа было приказано организовать поисково-спасательный штаб в Ондангве. Западное воздушное командование должно было выделить все поисково-спасательные силы и средства для возможного поиска и спасения разведчиков, уклоняющихся от попадания в плен и отходящих вглубь страны. Эти силы и средства включали в себя транспортный самолет C-160 «Трансалл» или C-130 «Геркулес», находившийся на летном поле в Ондангве на критических этапах операции начиная со 2-го марта и до получения информации от штаба Сил спецназа.
За доставку групп 4-го полка в район высадки, их вывод и поддержку на берегу, эвакуацию и уклонение на морском побережье, а также безопасное возвращение отвечали военно-морские силы. Для этого предполагалось использовать два ракетных корабля: «Джим Фуше» (командир - коммодор «Фанни» Юйс) и «Коби Кутзее» (командир - коммодор Леон Ридерз). Пополнение запасов топлива и продовольствия, а также связь и медицинское обеспечение с хирургической бригадой на борту должно было обеспечивать гидрографическое судно «Протеа» (командир - коммодор Билл Рашби). На каждом из ракетных кораблей должна была находиться травматологическая группа, выделяемая из состава 7-го медицинского батальона.
Руководителем операции был назначен коммандант Джей Джей Фентер, который должен был находиться на борту «Коби Кутзее» вместе с офицером тактического командования военно-морских сил, коммандером Бобом Харрисоном. Диверсионную группу возглавлял майор Доу Штейн. Планирование еще больше осложнялось обычным ограничением, связанным с тем, что нападение должно быть приписано УНИТА без каких-либо связей с Южной Африкой. Основной целью диверсии должны были стать локомотивы в сортировочном депо, и только если их не удастся атаковать и при этом операция не будет поставлена под угрозу, можно будет заминировать железнодорожные пути.
С 1974 года на железнодорожной линии между Лобито и Уамбо использовались исключительно дизель-электрические локомотивы. Двадцать два локомотива «Дженерал Электрик» U20C были импортированы из США, в 1983 году в Бразилии было заказано еще 12 машин. Благодаря использованию локомотивов стандартного типа идентификация целей и подготовка диверсии против них упростились. Поскольку они были такими же, как и те, что применялись Южноафриканскими железными дорогами (использовалась даже одинаковая колея шириной 1067 мм),[1] то за счет тренировок на «реальных объектах» упростилась и подготовка спецназовцев по задаче.
На этом этапе конфликта ВМС Анголы приобрели несколько ракетных катеров класса «Оса-2»,[2] которые, наряду с более ранними торпедными катерами класса «Шершень»,[3] были развернуты на юге до порта Намибе. Кроме того, на вооружении ВМС Анголы состояли базовые патрульные самолеты «Фоккер» F-27, наблюдение за западным побережьем Африки также осуществляли советские самолеты «Медведь-Д»,[4] переброшенные в Луанду. Таким образом, при планировании были предусмотрены особые меры по защите невооруженной «Протеи» и даны указания, что во время операции офицер тактического командования ВМС должен был следить за тем, чтобы судно никогда не отклонялось к северу от ракетных кораблей без сопровождения одного из них. Кроме того, во время самой операции корабль должен был находиться не менее чем в ста милях от побережья Анголы, а во время проведения диверсии - занимать такое положение, чтобы все пострадавшие могли получить медицинскую помощь на ее борту в течение 8 часов с момента получения ранения. По завершении операции ракетные корабли должны были немедленно покинуть прибрежные воды, постоянно держась между «Протеей» и любой возможной угрозой с моря или с воздуха.
Правила применения оружия в операции были четкими и гласили, что выгоды от успешного проведения операции «БИНИКА» не смогут оправдать потерю военного корабля, поэтому в случае столкновения корабельного соединения с объединенными силами авиации («Медведь-Д» или F-27) и ракетных катеров «Оса», южноафриканские силы должны были немедленно уходить, а сама операция отменялась. Это правило обычно не нравилось молодым офицерам ракетных кораблей, которым не терпелось доказать точность своих систем вооружения! Тем не менее, была оговорка, что, несмотря на то, что скрытность имеет приоритет над разведкой, экипажам предоставлялось право атаковать любой корабль, подводную лодку или самолет, проявляющий враждебные намерения.
Как и в предыдущих операциях, чтобы отвлечь внимание от действий кораблей и обеспечить надежную оперативную маскировку, был разработан тщательно продуманный план обеспечения скрытности перехода корабельного соединения на период подготовки и проведения операции. Первый ход в этой игре делало судно «Протеа», которое должно было выйти из Саймонстауна в Людериц 6-го февраля для проведения исследования, заказанного гидрографическим управлением. На его борту должен был находиться вертолет «Алуэтт-III» ВВС ЮАР. Экипажу также было приказано взять с собой комплект оборудования для пополнения запасов в море, так как корабль должен был встретиться у Берега Скелетов с подводной лодкой «Эмили Хобхаус», возвращавшейся с операции АЛЬФРЕД, и при необходимости дозаправить ее.
Оперативной маскировкой действий ракетных кораблей являлись флотские маневры с боевой стрельбой, запланированные на 1-й квартал 1984 года, и которые должны были начаться в районе мыса Кейп. Три других участвующих в маневрах ракетных корабля должны были выйти к мысу 20-го февраля, причем «Коби Кутзее» и «Франс Эразмус» вышли в тот же вечер после наступления темноты, взяв с собой на борт специальное диверсионное оборудование. Несмотря на то, что первоначально эта задача была возложена на ракетный корабль «Джим Фуше», он не достиг к заданному сроку боевой готовности и был заменен РК «Франс Эразмус». Обе группы ракетных кораблей должны были прибыть в Саймонстаун утром 22-го числа, а «Коби Кутзее» и «Франс Эразмус» выйти после завершения заправки, чтобы прибыть в Лангебаан в 22:00 той же ночи.
После периода интенсивных учений и тренировок с подразделениями 4-го полка, ракетные корабли должны были отправиться в операцию 28-го февраля, чтобы ранним утром 3-го марта встретиться с судном «Протеа» примерно в 100 милях от устья реки Кунене. Во время дозаправки на судно должны были быть переведены медицинский персонал и группа связи, а капитан «Протеи» в это время будет полностью проинструктирован офицером тактического командования флота о своей роли в операции. Радиомолчание должно было соблюдаться с момента выхода ракетных кораблей из Лангебаана и с момента выхода судна обеспечения «Протеа» из района Людерица для встречи с ракетными катерами.
Все планирование осуществлялось весьма тщательно, и в качестве возможных альтернатив сортировочным депо в качестве запасных целей были определены три участка железной дороги, а также посадочные площадки. Первым был участок в одном километре к югу от аэропорта Лобито, вторым - участок к югу от Катумбелы, а третьим - район в глубине от крупной базы ВВС, строящейся на побережье к югу от устья реки Катумбела.
Однако 10-го февраля был получен совершенно секретный сигнал, согласно которому операция откладывалась на неопределенное время. Двум ракетным кораблям было приказано вновь выйти в район проведения маневров, обеспечив тем самым сохранение оперативной легенды. Несмотря на то, что операция была отложена, ценные практические тренировки и тщательная подготовка к операции обеспечили то, что в случае необходимости с бóльшей части материалов планирования можно было просто стряхнуть пыль и их обновить.
[1] Так называемая «капская колея» - наиболее широко распространенный стандарт узкоколейных железных дорог, эксплуатируемых в центральной и южной Африке.
[2] НАТОвское обозначение советских ракетных катеров проекта 205У шифр «Москит-2»
[3] НАТОвское обозначение советских торпедных катеров проекта 206 шифр «Шторм».
[4] Автор имеет ввиду флотский самолет-дальний разведчик ТУ-95РЦ (НАТОвское обозначение Bear-D).
Целевой район планируемой диверсии. Видна железная дорога Лобито - Катумбела - Бенгела, с ответвлением на Кубал.